Вопросы, помогающие понять мотивы поступков героев



Скачать 17.97 Kb.
Дата19.03.2018
Размер17.97 Kb.
Название файлазадание 7.docx
ТипУчебник

В учебнике «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климановой учащимся предлагается такое задание, направленное на формирование умения обобщать и делать выводы: обсудите с другом, в чем проявляется творчество читателя, его умение, талант. Предложенные варианты ответов помогают наиболее точно сформулировать свою точку зрения.

Способность обобщать информацию развивают такие задания: «Рассмотрите с другом рисунки. Как выглядят современные и старинные книги? Что в них общего и чем они отличаются? Составьте план экскурсии по библиотеке и другие подобные задания». 
В учебнике «Литературное чтение» авт. Л.Ф. Климанова предлагается задание, составить по рисунку рассказ про цыпленка, придумать окончание этой истории. Формированию способности к обобщению и навыков точной интерпретации информации способствуют ответы на вопросы: 
- Почему автор назвал стихотворение «Кошкин щенок»? 
- Как по-другому можно назвать стихотворение? Придумай свое название. 
- Какой характер у щенка? 
Также способствуют формированию данных читательских умений такие задания: «Обсудить с другом, почему книгу называют собеседником. Разделить высказывания на две группы: о книге и о чтении», «Придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость». 
Как мы видим, задания разнообразны, но при этом они направлены на формирование таких важных читательских умений, как интерпретация и обобщение информации.

Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. На формирование данных умений направлены такие задания: 
- сравнение двух произведений; 
- соотнесение содержания текста с пословицами и поговорками; 
- вопросы, помогающие понять мотивы поступков героев; 
- подбор синонимов, антонимов, объяснение многозначных слов; 
- подбор эпитетов, сравнений; 
- толкование слов; 
- обоснование умозаключений строчками и словами из текстов; 
- сравнение образных оборотов речи; 
- рассказ по рисункам; 
- составление планов; 
- работа со схемами; 
- пересказ по ролям, по частям, от лица героя. 
Анализ и оценка содержания текста происходит, когда учащиеся объясняют название текста, отвечают на вопрос, кого можно назвать лучшим другом, выясняют, какими качествами должен обладать лучший друг («Литературное чтение» авт. Л.Ф.Климанова). Выполнение такого задания, как: «Сравни рассказ «Лучший друг» и стихотворение «Подарок», соотнеси содержание стихотворения с пословицами», развивает у учащихся способность к анализу и оценке. Помогает выполнить данные задания выбор правильного ответа из двух вариантов. Вопрос, можно ли сказать, что герои произведения настоящие друзья, также работает на развитие аналитических способностей. Анализа содержания текста требует от учащихся выбор, какое произведение небылица, а какое считалка; объяснение, что общего между считалкой и небылицей, что роднит небылицу со сказкой. Выделение существенных отличительных признаков формирует у детей такую мыслительную операцию, как анализ, оценка всегда требует обобщения, и при этом формируется такая операция мышления, как синтез. Ряд других заданий, которые мы можем видеть на страницах учебника «Литературное чтение», направлен на решение тех же задач. А именно: «Можем ли мы сказать, что поэт изобразил зиму как живое существо? Докажи, используя слова из стихотворения», «Можно ли догадаться о настроении людей, встретивших зиму? Как воспринимает зиму поэт? В каких строках это передано особенно ярко?» (отрывок из романа «Евгений Онегин» А.С.Пушкина «Зима!...Крестьянин, торжествуя…»). На анализ языковых особенностей направлены вопросы: «Как ты понимаешь выражения весна идет сторонкой, слышен голос звонкий?», «Можно ли услышать песенку ручья? Как это удалось поэту?» (А.Блок «На лугу»). 
Усвоению образных средств языка способствует задание «Сравни выражения: разбитая посуда, разбитая дружба». Аналогичные задания, направленные на анализ языковых особенностей текста, мы видим довольно часто на страницах учебника литературного чтения. Например: 
-подумай, с помощью каких звуков поэт заставляет нас услышать шорох листьев? 
- какие сочетания слов повторяются в стихотворении? 
- о ком можно сказать «проснется и заплачет»? Как ты представляешь эту картину? 
Для понимания текста важно умение выделять его структурные элементы. Например: «расскажи сказку по рисункам, озаглавь каждый элемент», «что было в сказке сначала, что – потом? Составь план, опираясь на текст. Перескажи». «Рассмотри картинный план к рассказу «На горке». Проверь, соответствует ли план событиям рассказа. Каких рисунков не хватает? Перескажи текст, используя картинный план. С чего ты начнешь, как продолжишь, чем закончишь рассказ?» «Перескажи рассказ от лица Котьки».

УМК «Школа России»

Интерпретация и обобщение информации:

распознать общую идею или тему текста;

описывать отношения между героями;

сравнивать и противопоставлять информацию, почерпнутую из текста;

понимать настроение и общий тон рассказа;

находить практическое применение информации из текста.

Умение интерпретировать и обобщать информацию вырабатывается с помощью следующих заданий.

Распознавать общую идею или тему текста: «О чем это произведение? Как бы ты его озаглавил?» Очень важное качество — импульс к коммуникации, взаимодействию учеников, заложенный в заданиях: «Какие названия придумали твои одноклассники? Какое ты считаешь самым удачным? Почему?»

Описывать отношения между двумя характерами, сравнивать — ценное задание, поскольку встречается в пособиях достаточно редко: «Одинаково ли было поведение героев? Чем, по твоему мнению, один герой отличается от другого?»

Понимать настроение и общий тон рассказа: «Можно ли назвать этот рассказ юмористическим? Каким настроением пронизано стихотворение?»

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница