Усачёва Елена Геннадьевна Методы педагогического воздействия на



Скачать 89.73 Kb.
Дата30.12.2018
Размер89.73 Kb.
Название файлаАттестационная работа - Усачёва Е.Г..doc

Усачёва Елена Геннадьевна

Методы педагогического воздействия на ученика для решения

учебных задач

Человек, заявляя о себе первым криком в физическом мире, сразу вступает в сложнейшие процессы энергоинформационного обмена с окружающей средой. Обучение и образование это неотъемлемые механизмы данных процессов. Чтобы выйти на предписанную каждому человеку цель развития требуется гармонизация с собой и внешним миром. Это самый оптимальный вариант реализации его потенциальных возможностей как творческой личности. Для раскрытия таких возможностей систему воспитания и образования необходимо направить на формирование условий для достижения данной цели. Конечно, процесс образования должен содержать нечто большее, чем просто метод оснащения человека способностью оперировать фактами внешней жизни и ориентироваться в своем внешнем окружении.

Назначение образования - сделать человека истинно человечным; оно должно завершить и довести до совершенства его природу и тем самым создать возможность для раскрытия более глубоких способностей, к которым стремится человечество. Пробуждение воли к знанию и затем воли быть должно, следовать естественному процессу развития. Реализацию целей воспитания и образования называют педагогическим процессом. Систему воспитательных и образовательных средств, характеризующих совместную деятельность педагогов и учащихся, именуют методом воспитания либо методом обучения. Разделение средств и методов на воспитательные и образовательные весьма условно, а порой даже искусственно, поэтому будем пользоваться в дальнейшем универсальными понятиями «средства воздействия на личность» и «методы воздействия на личность».

Технологическая схема педагогического процесса выглядит примерно так. Прежде всего, преподаватель убеждает студента в важности и целесообразности решения конкретной задачи, затем он должен научить его, т.е. добиться усвоения им определенной совокупности знаний, необходимых для решения поставленной задачи. На следующем этапе необходимо сформулировать у студента умения и навыки. На всех этих этапах полезно постоянно стимулировать прилежание обучаемых, контролировать и оценивать этапы и итоги работы.

Для должного функционирования педагогического процесса необходимо, как минимум, пять групп методов воздействия на личность: 1) убеждение; 2) упражнения и приучения; 3) обучение; 4) стимулирование; 5) контроль и оценка.

Теперь рассмотрим выше названные методы воздействия на личность.

1. Убеждение - элемент (качество) мировоззрения, придающий личности или социальной группе уверенность в своих взглядах на мир, знаниях и оценках реальной действительности. Убеждения направляют поведение и волевые действия. Высшая (абсолютная) степень убеждённости, у многих олицетворяет вера (уверенность).

Важнейшую роль в убеждении с помощью слова играют такие приемы как беседа, лекция, диспут. Эффективность методов убеждения зависит от соблюдения целого ряда педагогических требований, наиболее важные из них: высокий авторитет педагога; опора на жизненный опыт учащихся; искренность, конкретность и доступность убеждения; сочетание убеждения и практического приучения; учет возрастных и индивидуальных особенностей студентов.

2. Упражнение и приучение. Упражнение - это планомерно организованное выполнение студентами различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.

Приучение - это организация планомерного и регулярного выполнения студентами определенных действий в целях формирования хороших привычек. Или, иначе говоря: приучение - это упражнение с целью выработки хороших привычек.

Упражнение (приучение) как метод педагогического воздействия применяется для решения самых разнообразных задач гражданского, нравственного, физического и эстетического восприятия и развития. Без систематического применения разумно поставленных упражнений нельзя добиться действенности воспитательной работы. В практике воспитательной работы применяются в основном три типа упражнений: упражнения в полезной деятельности; режимные упражнения; специальные упражнения.

Упражнения в полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников со старшими и друг с другом. Главное в этом виде упражнений состоит в том, чтобы его польза осознавалась учащимся, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал само утверждаться через труд и в труде.

Режимные упражнения - это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс - режим, который приводит к синхронизации психофизиологических реакций организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Специальные упражнения - это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков. В учебном процессе все упражнения - специальные, а в воспитательной работе - это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, первокурсников «тренируют» вставать при входе преподавателя. Подобные упражнения применяются также и с целью преодоления недостатков. Так, например, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок. Упражнение лишь на самых ранних стадиях можно рассматривать как простое повторение. В дальнейшем упражнение – это совершенствование, которое идет нарастающим итогом.

3. Обучение. Обучение (в педагогике) - целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно познавательной деятельности учащихся по овладению ЗУН (знанияумениянавыки), развитию творческих способностей и нравственных этических взглядов. Обучение - вид учебной деятельности, в которой количество и качество элементов знаний и умений ученика доводятся до должного уровня (среднего, эталонного, возможного), составляющего цель обучения.

Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации:

1. Масштаб деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса. Этот уровень задаётся разными позициями и деятельностями субъектов в их непосредственном взаимодействии с другими субъектами, а также в ситуации «индивидуального» действия.

2. Масштаб учебного занятия (учебного коллектива). На этом уровне организации обучения рассматривается, как и в какие событийные образовательные ситуации включены члены учебного коллектива. Система «учебное занятие» ухватывается такими понятиями, как общие (базисные) формы организации обучения, организационная структура учебных занятий, ведущая организационная форма обучения, общий фронт или его отсутствие, учебная кооперация, учебный маршрут, событийная ситуация и т.д.

3. Масштаб институциональной системы обучения (образовательного учреждения). Отражается вопрос, как организовано образовательное пространство учреждения или сети учреждений.

4. Масштаб общественно-исторического способа организации обучения (общественно-исторической формации) - уровень сферы образования: её предназначение среди других сфер общества какой-либо эпохи; базовые образовательные процессы и обслуживающие их; структурные единицы, обеспечивающие разворачивание базовых и инфраструктурных процессов; морфология участников сферы образования. Используются понятия «образ жизни», «сфера образования», «общественно-исторический способ организации обучения», «система образования», «типы отношений события», «общественно-принятые цели образования» и другие.

Методы обучения подразделяют на: словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также в зависимости от основных дидактических задач на: методы приобретения новых знаний; методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся. Кроме того, все многообразие методов обучения подразделяют на три основных группы: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Наиболее оптимальной представляется классификация методов обучения в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

1.Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова, т.е. рассказа, лекции, объяснения; печатного слова - с помощью учебника, дополнительных пособий; наглядных средств - схемы, видеофильмы; практического показа способов деятельности - показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т.д. Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной, и запоминают. Данный метод является один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества.

2. Репродуктивный метод. Для приобретения навыков и умений через систему заданий организуется деятельность обучаемых по неоднократному воспроизведению сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Педагог дает задания, а обучающийся их выполняет - решают сходные задачи, составляют планы и т.д. От того, насколько трудно задание, от способностей обучаемого зависит, как долго, сколько раз и с какими промежутками он должен повторять работу.

3. Метод проблемного изложения. Проблемное изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности.

4. Частично-поисковый (или эвристический) метод;

5. Исследовательский метод.

4. Методы стимулирования. Стимулировать значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию.

Поощрение. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный учащийся, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения - возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особой заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием.

Педагог обязательно должен создавать студентам хорошую репутацию, которую они будут стараться оправдать. Для него также будет лучше, если он будет выражать подчиненным одобрение по поводу малейших их удач и отмечать каждый их успех. Важно поощрять людей, стимулировать их деятельность, показывать, что преподаватели и студенты – это, в первую очередь, сотрудники, один коллектив.

Наказание. Наказание это один из самых старейших методов воспитания. Оно корректирует поведение обучающегося, заставляет его задуматься, где и в чем он поступил неправильно, вызывает чувство неудовлетворенности, стыда, дискомфорта. Наказание - самоутверждение наоборот, которое порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности - чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Однако наказание не должно причинять воспитаннику ни морального унижения, ни физического страдания.

Педагогические требования к применению мер наказания следующие: нельзя наказывать за неумышленные поступки; нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного; сочетать наказание с убеждением и другими методами воспитания; строго соблюдать педагогический такт; опора на понимание и поддержку общественного мнения; учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

5. Метод контроля. Контроль - процесс обеспечения того, что организация действительно достигла своей цели. Этот метод реализуется с помощью системы автоматизированного контроля знаний студентов - это принципиально новый метод оперативных аттестаций студентов. Она позволяет не только повысить уровень знаний студентов, но и обеспечить объективность контроля. Кроме того, наличие системы автоматизированного контроля знаний студентов расширяет возможности индивидуального учебного планирования. Электронные экзамены и зачеты проводятся с использованием информационной системы. К экзамену или зачету по дисциплине допускаются студенты, имеющие положительные результаты текущего контроля успеваемости по всем модулям дисциплины, предэкзаменационного тестирования. После выполнения всех заданий результат экзамена (оценку) или зачета («зачтено» или «не зачтено») студент видит на экране монитора.



Необходимо помнить, что любая деятельность приносит результат, если она системна, а потому и преподавателю для решения студентом поставленных перед ним учебных задач необходимо использовать систему методов педагогического воздействия.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница