Тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессиональной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях



страница1/3
Дата17.09.2018
Размер9.68 Kb.
Название файлаШарипова Э.Р. Доклад на семинаре 19 марта 2015 Word (2).docx
ТипТесты
  1   2   3

Шарипова Э.Р.

ТЕСТЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
Слово «тест» в переводе с английского означает задача, испытание.

Тестирование – это целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования тестирование отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации [3, с. 265].

Тестирование − далеко не новый, но до последнего времени мало применяемый в отечественной педагогике метод исследования. Еще в 80-90-е гг. прошлого века исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента − исследования с помощью тестов (А. Дальтон, А. Кеттел и др.).

Наиболее развитой считается американская отрасль тестологической индустрии. Существуют международные тесты для сравнения показателей достигнутого в образовании и развитии детей и взрослых. Тесты воспринимаются как экзамены на пригодность людей к той или иной сфере деятельности. Все большее распространение получают компьютерные программы тестирования, позволяющие использовать ЭВМ в интерактивном режиме диалога в системе человек-машина. Различают тесты для выявления успеваемости учащихся, тесты для определения профессиональной предрасположенности людей. Используются тесты и в педагогических исследованиях.

Если говорить о чисто педагогических аспектах тестирования, то следует указать прежде всего на использование тестов успеваемости. Широко применяются тесты элементарных умений, таких, как чтение, письмо, простейшие арифметические операции, а также различные тесты для диагностики уровня обученности − выявления степени усвоения знаний, умений по всем учебным предметам.

Педагогический тест − это инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения.

Педагогический тест определяется как система задач и (или) вопросов определенного содержания, специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний каждого испытуемого [5].

Тестовое задание − составная часть педагогического теста, отвечающая требованиям технологичности, формы, содержания и, кроме того, статистическим требованиям: известной трудности; достаточной вариации тестовых баллов; положительной корреляцией баллов задания с баллами по всему тесту.

Обычно тестирование как метод педагогического исследования сливается с практическим тестированием текущей успеваемости, выявлением уровня обучаемости, контролем качества усвоения учебного материала. Итоговый тест содержит большое число вопросов и предлагается после изучения крупного раздела учебной программы.

Выделяются два вида тестов: скорости и мощности. По тестам скорости у испытуемого обычно не хватает времени ответить на все вопросы; по тестам мощности у каждого такая возможность есть. Но большинство тестов находится между этими крайностями. В отличие от тестов, задания тестового типа используются для текущего контроля и содержат небольшое количество вопросов. Обычно в таких заданиях от 5 до 10 вопросов [4].

Особенности тестов − каждое задание имеет правильное решение. Составные части тестового задания:

  • Набор заданий.

2. Инструкция по проведению.

3. Регистрационный бланк.

4. Ключи для проверки правильности ответа.

5. Тестовые нормы (возрастные и другие для оценки выполнения теста) 

Приведем классификацию тестов.

  • По форме тестирования:

по количеству испытуемых − индивидидуальное и групповое;

по форме ответов − устные и письменное;

по материалу оперирования − бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные;

по ограничению во времени − скорость и результативность;

по характеру стимульного материала − вербальное, невербальное.

  • По содержанию тестирования:

тесты интеллектуальные – эта группа тестов предназначена для изучения уровня интеллектуального развития;

тесты общих и специальных способностей – группа тестов, оценивающая возможности овладения определенными ЗУН, обеспечивающих эффективность осуществления определённой деятельности;

тесты достижений – группа тестов направлена на оценку достигнутого уровня ЗУН;

тесты личности – группа тестов направлена на изучение различного интеллектуального проявления личности (интересы, эмоции, отношения и т.д.);

тесты креативные.

  • По особенности интерпритации результатов тестирования:

ориентирован на статистическую норму − это тестовые оценки, которые интерпритируются путём сравнения с нормами отображения выполненного теста в выборке стандартизации;

тесты ориентированные на социально-психологические нормативы − это тесты критериальной оценки которые являются степенью близости индивидуальных результатов тестирования социально-психологических норматив;

критериально-ориентированные тесты − предназначены для определения уровня индивидуальных достижений, относительно некого критерия [1, с. 10].

Этапы тестирования:

1. Выбор теста: определяются целью тестирования и степенью достоверности и надёжности теста.

2. Проведение теста: инструкции к тесту.

3. Интерпритация результатов: определяется сумма теоретических допущений относительно предмета тестирования.

В понятие тестовая компетентность можно включить: всестороннюю оценку; правильное использование теста; психометрические знания; поддержание принципа целостности результатов теста; уместное использование тестовых норм; обратную связь с испытуемым на этапе интерпритации данных.

Любые тесты имеют достоинства и недостатки. В достоинства теста относят:

справедливость – испытуемый защищён от мнения экспериментатора;

оптимальную трудность – тесты составлены так, чтобы среднестатистический человек не смог всё выполнить, за отведённое время, что позволяет выявить людей одарённых и людей с ИН;

экономичность – в среднем за 1,5 ч. от человека можно получить информацию, когда другими методами необходимо 2-3 дня;

высокий уровень стандартизации – позволяет использовать тесты специалистами смежных областей. 

Недостатки тестов:

возможность слепых автоматических ошибок как у испытуемых, так и у педагога;

стрессогенность процедуры тестирования;

неадекватное использование;

тесты не являются корректными и не позволяют делать прогноз дальнейшего развития;

депсихологизация теста – несоответствие заданий цели испытания, поэтому необходимо использование качественно проверенных тестов [2].

Ко всем тестам предъявляются критерии качества, отражающиеся в психометрических требованиях: валидность, надежность, стандартизация результатов.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница