Современные портрет учителя и ученик



Дата15.03.2018
Размер46 Kb.
Название файлаПортрет учителя и ученика – определяющий штрих в контексте реформирующегося мира. - копия.doc
ТипЗакон

Современные портрет учителя и ученик.

Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке, в котором происходят изменения в жизни, технике, науке. Так как поколение детей меняется, рано меняется их взгляд на жизнь, в школах вводят новые программы Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

Профессия учителя – это совершенствование, как в предметной области, так и во владении методикой, формами, технологиями обучения. По Закону «Об образовании» и нормам трудового законодательства, педагог каждые пять лет повышает профессиональную компетентность. Он обязан владеть базовым профессиональным образованием и иметь необходимую квалификацию, Учитель должен обладать уровнем методологической культуры и быть готовым к получению образования в течение всей жизни.

В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельности. Реализуемые в школе основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добывания знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Особую роль в процессе профессионального саморазвития педагога играет его готовность к новому, передовому.

Основные составляющие готовности учителя: психологический аспект, глубокие знания предмета, умение реализовать полученные знания.

Каким же должен быть учитель нового поколения?

Чтобы вырастить новое поколение детей, учитель должен быть другой формации. Он должен быть эрудированным и гибким в поведении, увлеченным и умеющим увлекать детей, открытым в общении.

Учитель должен проявляться в следующих взаимосвязанных характеристиках: общей эрудиции, включающей глубокое знание психологических, физиологических, возрастных особенностей детей, а также способов и условий их развития; качествах личности учителя, стиле его педагогической деятельности и характере его общения с учеником и окружающими, его ценностных установках. Такой учитель обладает той составляющей педагогического мастерства, которая позволяет ему успешно передавать ученику необходимый объем предметных знаний.

Анализируемые материалы по введению ФГОС нового поколения свидетельствуют о том, что авторы особую роль отводят учителю: он сам должен быть примером для подражания, находиться в постоянном поиске, самообразовании, самосовершенствоваться.

ФГОС побуждает учителя планировать не только урок в целом, но и вариативную деятельность ребенка, в которой учителю приходится следовать за ходом мысли ученика, так как главная составляющая не быть передатчиком, знаний, а проектировать образовательную среду ученика, класса, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться, что во много раз сложнее.

Организуемая им деятельность должна быть разнообразной и сочетать широкий спектр форм, методов, приемов и способов деятельности учителя и ученика. Он должен в совершенстве владеть аналитическими, диагностическими и проектировочными умениями, правильно использовать учебную и воспитательную ситуацию в достижении целей развития школьника. В его задачи входит регулирование и корректирование деятельности и развития ребенка, оценка и поощрение, моделирование развивающих ситуаций и мобилизация энергоресурса учащихся.

Готовность учителя к реализации ФГОС нового поколения определяет многое: наличие у него соответствующих ценностных ориентаций, любовь к своей профессии, предмету. Практика показывает, предмет, который преподаёт любимый учитель, часто становится любимым предметом ученика.

В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания учащихся, использование современных образовательных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные, иные ресурсы, постоянно развиваться профессионально и интеллектуально.

Профессиональные качества учителя основываются на следующих умениях: модифицировать учебные программы, работать по учебному плану, консультировать учащихся, оказывать помощь в самостоятельном получении знаний. Нужно уважать желание ребёнка работать самостоятельно, умение воздерживаться от вмешательства в творческий процесс ребёнка, поощрять работу над проектами, предложенными учащимися, извлекать максимальную пользу из хобби, конкретных увлечений и наклонностей учащихся.

Успешность работы учителя с учеником во многом зависит от правильности выбранной учителем стратегии работы с ним. А эта стратегия, в свою очередь, зависит от присущих этому ребенку индивидуальных стратегий познания.

Высоки требования к учителям старшей школы. Учитель должен заниматься научными исследованиями, составлять методические разработки, уметь описывать свой опыт работы. Развивается такое направление в работе со школьниками как научно-исследовательское движение. Традицией стало проводить конференции среди школьников. Сотрудничество учителя и ученика побуждает их к постоянному действию, творчеству, работе с научно-публицистической литературой, ставить конкретные цели, определять задачи, проводить эксперименты, включаться в исследовательскую деятельность. Ежегодно школьники участвуют в конференциях, где представляют результаты своей работы учёным - членам жюри.

Итак, для того чтобы перейти на ФГОС второго поколения, нужны педагоги, которые глубоко знают свой предмет, владеют разнообразными методическими средствами и имеют основательную психолого-педагогическую подготовку. Но и этого недостаточно. Каждый учитель должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личностным качествам, поскольку без этого, всё остальное может остаться лишь формальным и дорогостоящим нововведением, которое так и не «дойдет до живого дела».

Основной целью новых стандартов и образовательных технологий является формирование творческих способностей обучающихся, развитие и совершенствование форм привлечения молодежи к научной, конструкторской, творческой видам деятельности. Кем является ребенок в школе?

Понимание того, что мы понимаем под словом ученик, постоянно изменяется. Когда-то это понятие подразумевало человека "школьного возраста" - от 5 до 24 лет, "традиционный" ученик посвящал учёбе определённый период времени, который он полностью посвящал учёбе.

Технологии ускорили появление различных определений и видов "нетрадиционного" ученика. Все признают, что «хороший ученик» сегодня - это школьник, обладающий пытливым, любознательным умом, интеллектуальным развитием, имеющий собственные убеждения, способный критически мыслить. Я не согласна с мнением некоторых обывателей, считающих, что современные школьники не хотят учиться. Они не хотят учиться обыденно, традиционно. Они очень разборчивы в том, что они хотят знать. Современный школьник пытлив и любознателен. Ему до всего есть дело. Он везде сует свой нос. Вопрос в том плохо ли это? Думаю, что нет, хотя порой это напрягает.

Современный ученик - это молодой человек без комплексов. Это «вечный двигатель внутреннего сгорания», если речь идет о чем-то интересном для него. Мой ученик - это многомерно развивающаяся личность с особенностями характера, способностями, склонностями и увлечениями. Мои ученики - это творческий и интеллектуальный потенциал нашей страны. Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

Одно из главных требований информационного общества к выпускникам школ – способность постоянно переучиваться, или умение учиться самостоятельно. Если ученик знает, как учиться, способен достигать цели, если он умеет работать с книгой, получать знания от учителя, искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, использовать самые разнообразные источники информации для решения этих проблем, то ему будет легче повысить свой профессиональный уровень, переквалифицироваться, приобрести любые необходимые дополнительные знания. А ведь именно это и нужно в жизни.

Таким образом, выпускник современной школы, который будет жить и трудиться в 21 веке, должен обладать определёнными качествами личности: - гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, чтобы на протяжении жизни иметь возможность найти в ней своё место.



В заключение следует отметить, что учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника школы.

Современный ученик – это человек с чувством собственного достоинства. Он не хочет, чтобы его унижали, он хочет, чтобы его уважали. Ему кажется, что он уже такой взрослый. Он бывает иногда наивен и беспомощен. Он нуждается порой в совете умного, доброго и знающего взрослого каким и призван быть современный УЧИТЕЛЬ.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница