Русский рок, часть I



Дата13.02.2018
Размер50.5 Kb.
Название файлаПервая лекция русский рок.doc
ТипЛекции

Привет! Начинаю читать музыкальные лекции. Темой нашей сегодняшней лекции будет русский рок, его зарождение и развитие.

Итак:
Русский рок, часть I. «Зарождение».


Русский рок (этот термин появится намного позже) зарождался во второй половине 70-х и начале 80-х 20-го века в двух столицах, и имел два отличающихся друг от друга направления - московский рок и питерский рок.

Московский рок (самые яркие его представители – Машина Времени, Воскресенье, группы А. Градского (Скифы, Скоморохи), несколько позднее – Крематорий) складывался из 2-х составляющих:



  1. Все музыканты того поколения были воспитаны на музыке Beatles (в первую очередь), а так же Rolling Stones, и на музыке представителей тяжелого рока (Deep Purple, Led Zeppelin). (Я упомянул наиболее известные западные группы).

  2. На их творчество, помимо вышеуказанной музыки, огромное влияние оказала так называемая авторская (которую впоследствии назвали бардовской) песня. Представителей перечислять подробно нет смысла, они общеизвестны – Высоцкий, Окуджава, и множество других, отчасти Розенбаум, Новиков. Такие песни были слабее западных в музыкальном отношении, но сильнее в текстовом. (Я перевел на русский язык огромное количество песен Битлов и некоторых других групп, и могу сказать это совершенно ответственно). Но эта некоторая их «простота» делала их доступными в исполнении просто под гитару у костра.

Примером того, как повлияли авторские песни на творчество, скажем, Макаревича, являются такие песни, как Костёр, Синяя птица удачи. Их очень легко спеть просто под гитару, и, вместе с тем, это одни из лучших песен МВ по общему признанию.

Но в группе есть еще и Александр Кутиков, и его песни разительно отличаются от песен Андрея. Они исполнялись под более тяжелое гитарное звучание, а хрипловатый вокал Александра делал их ближе к тяжелой составляющей западной музыки. Лично для меня лучшей песней Кутикова является песня Запущенный сад, она актуальна и сейчас, и её стоит послушать. А песни третьего вокалиста МВ, Маргулиса, ближе к западным блюзам.

Воскресенье еще ближе к авторской песне с его более акустическим звучанием.

А теперь о питерском роке. Он формировался под тем же влиянием, как и московский, но существенно отличался от московского. На ранний питерский рок оказывает влияние так же и складывающееся (и не только в Питере) направление, как фолк-рок. Для меня самой яркой группой, работающей в этом направлении, является группа Калинов Мост (кстати, не питерская). Позже их творчество окажет некоторое влияние и на 7Б, но об этом отдельно.

Так вот, питерские группы - Аквариум, Пикник, потом Алиса (ранняя), ДДТ, Телевизор отличались от московских рок-групп, прежде всего, тем, что несли в себе значительную долю фолк-рока.

Русский рок, часть II. «Развитие»


В начале 80 – х в русском роке появляется несколько иная составляющая – протестная. Она существовала и ранее, но не столь выразительно. Большинство сходятся на том, что «точкой отсчета» является альбом Юрия Лозы 1983 – го года Путешествие в рок-н-ролл с его заглавное песней Девочка в баре. В музыкальном плане в этом альбоме Юрий экспериментировал с разными направлениями – и со «старым добрым» рок-н-роллом а-ля Элвис Пресли, и с той же авторской песней, и с кантри, поэтому стиль альбома определить трудно. Но главное в этом альбоме – тексты.

Примерно в это же время появляется и третье направление русского рока – уральское. Наутилус Помпилиус, позднее – Агата Кристи, Чайф.



В музыкальной прессе отмечают появление протестного начала у многих рок – музыкантов, и с легкой руки журналистов появляется термин «русский панк – рок». Термин спорный, поскольку в мелодическом отношении эта музыка совершенно не похожа на британский панк, и, тем более, на калифорнийский. Но общее есть одно: тексты песен выходят на первое место, зачастую в ущерб музыке. Вторая половина 80-х, разгар так называемой «перестройки» - пик популярности этого направления. Пожалуй, только Виктор Цой оказался в стороне. (Песня Мы ждем перемен, которую «сделали» чуть ли не лозунгом перестройки, была написана, со слов самого Виктора, не про ожидание политических перемен).

Вторая половина 80-х ознаменована появлением нового направления в русском роке – тяжелого металла. Дело тут, скорее всего, было в том, что этот стиль в его западном варианте набирал популярность у молодёжи, и умные люди подумали – почему бы не создать русский металл – проект? Таких проектов было несколько, плюс было горячее желание музыкантов играть такую музыку (скажем, Круиз, который вообще был ближе по стилю к тому, что потом назвали «ВИА 70-х», стал, неожиданно для всех играть в стиле хэви метал рок). Самой успешной группой, как показало будущее, оказалась Ария. Почему именно Ария, а не Чёрный Кофе, не Круиз, и не Мастер (который играл отдельную ветвь металла «трэш – метал», очень популярную в то время на Западе)? Вопрос сложный, расскажу о своих соображениях на эту тему чуть позже. Я хотел бы акцентировать внимание немного на другом. Начиная с появления Арии и до нынешних дней (когда у Арии поменялась значительная часть состава и даже вокалист), то разгораются, то затихают споры о сходстве группы с Iron Maiden, вплоть до обвинения группы в плагиате. Моё мнение: металл не имел русских корней, поэтому все музыкальные приёмы, характерные для этого стиля музыки, естественно, заимствовались у западных музыкантов. Более того, следует отметить, что когда группы работают в одном и том же направлении, то сходство между ними неизбежно. Полюбилась Ария в СССР, а позднее – в России и республиках Ближнего зарубежья, полюбилась не на год и не на пять лет, а «всерьез и надолго» - значит, музыканты смогли доказать, что играют хорошую музыку, и, наверное, трудно точно установить, что в этом сыграло роль – вокал Кипелова, сильная мелодика, не влияющая на «тяжёлое звучание», профессиональная игра музыкантов, стихи М. Пушкиной или продюссирование группы Векштейном – ответить сложно, скорее всего – всё в комплексе. Была еще одна попытка в русском тяжёлом роке – синтезировать металл (или же хард-рок) с русской народной мелодикой, с тем, что принято называть «фолк», и, фактически, создать новое направление - фолк – метал. Речь идет о группе Парк Горького. Да, успех был, но кратковременный. То ли не прижилось, то ли музыканты быстро исчерпали свои возможности в этом направлении, и стали работать отдельно в совершенно других направлениях. Точно так же еще «на заре» русского рока ряд групп экспериментировали с арт – роком (Автограф, Диалог, ранняя Агата Кристи). Результат такой же – кратковременный успех и забвение (исключение составляет АК, потому, что они резко изменили свой стиль). Вообще, вторая половина 80 – х и начало 90 – х - время многочисленных экспериментов в русском роке; существовало (а некоторые существуют и по сей день) множество групп, стиль которых вообще не поддается определению, потому, что представляют собой смесь самых разных направлений. Отмечу три таких группы (очень не похожих друг на друга): Сектор Газа, Гражданская Оборона и Ногу Свело. В их творчестве слились и панк – рок, и фолк, и традиционный русский рок, и что – то ещё, не вполне понятное и определённое.

Это небольшое исследование было бы, конечно, неполным, если бы я не упомянул такое яркое явление русского рока, как группа Король и Шут. Очень многое склонны относить их творчество к панк – року, что абсолютно ошибочно. КиШ, как это не парадоксально может прозвучать для «непосвященных», это никакой не панк – рок, за исключением очень немногих песен. Музыка этой группы представляет собой синтез традиционного русского рока и фолк – рока, а в текстовом отношении – так называемого хоррор – панка, для которого характерны суровые тексты – от сказок – страшилок (Отец и маски, Инструмент, Ели мясо мужики, Жаль, нет ружья), до серьезных поучительных историй, почти что притч (Сапоги мертвеца, Два вора и монета).

Вот, пожалуй, этими музыкантами, и заканчивается, по сути, традиционный ранний русский рок. Многих музыкантов, я, конечно, не упомянул, но это и невозможно в рамках этой лекции. Русский «постарийский», а во многом и «позднеарийский» металл, русская альтернатива (Amatory и иже с ними), русский гранж (7-я Раса), русский эмо и эмо – кор (Оригами, Слот), русский готик – рок и готик – метал – рок, это, по сути, западная музыка, незначительно обрусевшая. Можно сравнить наших Amatory и американцев Slipknot, наших Luna Aeterna c финнами Nightwish (и с норвежцами Theatre of Tragedy), и самостоятельно сделать вывод о том, что это практически одно и тоже.

Русский рок, часть III. «Русский рок жив!»


Последний абзац может показаться эпитафией русскому року. Но это не верно, русский традиционный рок жив, хотя, конечно, он претерпел определённые изменения. Во мнении о том, что он якобы умер, сыграли роль, на мой взгляд, 2 фактора:

  1. Произошло значительное опопсение русской музыки. Причём речь я веду не о группах и музыкантах, которые сознательно играют поп – музыку, и им попросту безразлично отрицательное отношение значительной части аудитории, прежде всего, молодёжной, к такой музыке. Наверное, правильнее было бы назвать это не опопсением, а утяжелением попсы. Ряд групп, именуя себя рок - группами, реально таковыми не являются. Некоторые из них успешно начали, как, например, Звери, но, поняв, что на серьезной рок – музыке сейчас больших денег не сделаешь, быстренько сориентировались, и стали петь песни по типу «Девочки, мальчики танцуют» и наподобие того. Список таких музыкантов значителен: это и Ранетки, и Братья Гримм, и множество других. Но то, что они именуют себя рок – группами, создаёт впечатление у многих, что это и есть рок, поскольку с теле – и радиоэфира льется, вперемежку с откровенной попсой, именно такая музыка.

  2. У «упертых» рокеров (среди слушателей) создается мнение, что русский рок держится на «динозаврах», и, что с их уходом, русский рок исчезнет, и они не замечают, или не хотят замечать появление новых талантливых коллективов.

Я попытаюсь доказать, что не правы и те, и другие. Первые не правы потому, что назваться можно как угодно, но название сути отражать не будет. (Вспоминается старая поговорка про слово из трёх букв, написанное на заборе, хотя за забором лежат дрова). Другие не правы потому, что, видимо в силу того, что они были воспитаны на той, ранней русской рок – музыке, они просто не хотят, или не могут воспринимать новые коллективы, отмахиваясь: «Это не то!»

Изменения, конечно, произошли. Да они и не могли не произойти – в русском роке, как и в любой другой музыке, происходит естественная эволюция. Все течет, все меняется. Если взять питерский рок, то Алиса стала ближе к хард – року; появилась такая группа, как Сплин. Сплин был далек от традиционного питерского рока; их ранние альбомы очень сильно «отдают» Наутилусом, но группа постепенно нашла свое место. Так же (и в Питере, и в других городах) – Пилот, Ночные Снайперы, Мертвые дельфины, Би –2, Сансара, Магнитная Аномалия, Znaki, и множество других.

Я выделяю из них группу 7Б, и это не из – за моей любви к ним, ибо это было бы субъективным. Дело в том, что стиль этой группы очень необычен; он очень похож, по большому счёту, на традиционный русский рок с некоторыми элементами фолка и, местами, электронной музыки, но, вместе с тем, в их музыке есть нечто такое, что делает поговорку «всё новое – это хорошо забытое старое» неприменимой к ним. Про влияние Калинова Моста: я не имею представление – совпало ли так, поскольку не знаю, слушал ли Иван Демьян КМ, но если ты послушаешь начало песни Молодые Ветра (до слов «нашла коса на камень»), и песню КМ Тропы в Китай, то ты сама поймешь, что я имею ввиду.

Порадовали также такие тяжёлые группы, как Тела (love metal, очень необычный стиль), Чёрный Кузнец. Очень неординарна группа «Оргия праведников», которая очень гармонично синтезировала готический рок с фолком.

Продолжается и протестное направление русского рока. Но сейчас, поскольку времена изменились, оно начинает, скорее, раздражать.

Во многом потому, что народ от этого устал. У большинства жизнь нелёгкая. Стоит включить телевизор – полнейшая безысходность, прикрываемая красивыми словами властей. Бесконечные разговоры о кризисе. И тут еще и аналогичная музыка. В частности, Lumen, который просто зациклился на асоциальной тематике по принципу «напал слепой на стёжку», Пурген. Во многом это относится и к позднему ДДТ. Хотя, если по старой традиции, относить протестное направление к панк – року, то творчество таких групп, как Наив, Элизиум, Тараканы, Ляпис Трубецкой более «безбашенное», с элементами чёрного юмора, порой циничное, но достаточно жизненное; и при этом они далеки от политики.



Но людям хочется чего-то более светлого! И они получают это светлое в виде совершенно новой ветви русского рока, который я бы назвал «позитивный рок». Он не имеет конкретной стилистики, поскольку в нем представлены различные стили. Суть его сводится к тому, что песни либо позитивные от начала и до конца, либо, при мрачной тематике многих песен, виден «свет в конце тоннеля». Это – мои любимые 7Б, поздний Крематорий, поздняя Агата Кристи; поздняя Алиса, которая, утяжелив в музыкальном плане стиль, поёт патриотичные песни, а мрачность же некоторых их песен – кажущаяся, в них все равно виден позитив, вера в лучшее. Это Эпидемия, которая сознательно избрала фэнтезийную тематику для своих песен вопреки традициям жанра (и раздражает многих «арийцев»). Ну, и в целом такая музыка раздражает «протестантов» русского рока. Примеры тому – конфликты Кинчева и Шевчука, а так же Шевчука и Васильева, Шевчука и Шклярского (Пикник).

Что ж, на этом третью часть я заканчиваю.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница