Пояснительная записка Под понятием " слоговая структура" слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове



Скачать 26.08 Kb.
страница1/6
Дата21.10.2018
Размер26.08 Kb.
Название файлаигры на формирование слогового.docx
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4   5   6

Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Наталья Кочка 
Дидактические игры для формирования слоговой структуры слова «Умные капельки»

Серия логопедических игр «Умные капельки» для коррекции слоговой структуры слова



Подготовила: учитель- логопед МДОУ № 63 Кочка Н. В.

г. Подольск

2017 г.

Пояснительная записка



Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слог- это минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом.

Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Проблемой особенностей состояния слоговой структуры слов у детей старшего дошкольного возраста с ОНР занимались многие ученые: Левина Р. Е., Лалаева Р. И., В. А. Ковшиков., Агранович З. Е., Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. и др.

Нарушения слоговой структуры слова проявляются следующим образом:

1. Нарушение количества слогов (сокращение, увеличение числа слогов).

2. Нарушение последовательности слогов в слове (перестановка слогов, перестановка звуков соседних слогов).

3. Искажение структуры отдельного слога (сокращение стечений согласных, вставки согласных в слог).

4. Уподобление слогов.

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение).

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

7. Контаминации (смешение слов).

Все перечисленные виды искажений слогового состава слова очень распространены у детей с нарушениями речи. Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова. Стойкое искажение слоговой структуры наблюдается при различных нарушениях речи (алалии, дизартрии, заикании, афазии, ринолалии).

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова играет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку.

Нарушения в формировании слоговой структуры слова мешают нормальному развитию устной речи (накоплению словаря, усвоению понятий) и затрудняют общение детей, а также, несомненно, препятствуют звуковому анализу и синтезу, следовательно, мешают обучению грамоте.

Однако механизмы нарушений звуко-слоговой структуры у детей с разными формами речевой патологии еще недостаточно изучены. Очевидна необходимость совершенствования традиционных методов и приемов, а также поиска более эффективных научно обоснованных путей формирования слоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.

Игра «Слоговые тучки»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Возраст: игра рассчитана на детей 5- 7 лет.

Оборудование: три тучки со слоговыми схемами и капельки с изображением различных животных и предметов.

Ход игры


Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Шапки серые плывут,

На прохожих дождик льют. (Тучи)

Педагог сообщает детям, что это слоговые тучки, из которых идёт необычный дождик. На каждой капельке есть картинка какого- либо предмета или животного. Ребенку предлагается разделить слова на слоги и определить, из какой тучки капает эта капелька дождя.

При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. По количеству слогов он находит нужную тучку. Желательно, чтобы ответы детей были полными, например«В слове коза два слога».
Игра «Слоговой дождик»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Возраст: игра рассчитана на детей 5- 7 лет.

Оборудование«тучка» и «капельки», список слов различной слоговой структуры.

Ход игры: логопед предлагает отгадать загадку:

Пушистая вата плывет куда-то,

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

Педагог сообщает детям, что это не простая тучка, а слоговая и предлагает детям разделить слова на слоги: сколько слогов- столько капель.

При затруднении в подсчёте количества слогов ребёнку предлагают “отхлопать” слово: произнести по слогам, сопровождая произнесение хлопками в ладоши. Ответы детей должны быть полными, например«В слове коза два слога».


Игра «Веселая капель»

Цель: закреплять умение анализировать слоговой состав слова и определять место ударения.

Возраст: игра рассчитана на детей 6- 7 лет.

Оборудование«карниз с сосульками»«тучка» и «большие и маленькие капельки»слова различной слоговой структуры.

Ход игры: логопед предлагает детям отгадать загадку:

Снег в лесу.

Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши, прямо на дорогу

Звонко капает (капель)

Педагог предлагает детям разделить слова на слоги: сколько слогов- столько капель. Большой капелькой нужно выделить ударный слог.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница