Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе



Дата30.01.2018
Размер86 Kb.
Название файлаПедагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе.doc
ТипРегламент

Педагогическая диагностика готовности первоклассников к обучению в школе

  • Турбылева Нина Фёдоровна, учитель начальных классов

Разделы: Преподавание в начальной школе

Значение наличия надёжной информации об уровне готовности детей к школе бесспорно.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования 2009 года регламентированы три группы результатов. Из них следует, что в первую очередь у учителя и родителей должны быть ясные представления о том, с каким уровнем предметной и метапредметной готовности дети пришли в школу и какими личностными качествами они отличаются.

В ходе стартовой предметной диагностики не проверяются предметные знания и умения, обучение которым предусмотрено в 1 классе, т.е. умения читать, писать, считать. Выявляется общая готовность к усвоению курсов математики, обучения грамоте, окружающего мира.

Что выявила предметная диагностика учащихся моего 1 класса? Содержание предметной диагностики и результаты представлены в таблице.

В ходе диагностики по готовности к изучению математики проверялось состояние пространственного и зрительного восприятия; состояние моторики и зрительно-моторных координаций; умение проводить классификацию по заданным признакам, сравнивать предметы по длине, соотносить множество предметов с числовой фигурой.



№ задания

Обследуемые умения.

Результаты выполнения (в %)

1

Умение внимательно слушать инструкцию и ориентироваться на плоскости листа.

42 %

2

Умение сравнивать предметы по длине.

85,0 %

3

Умение моделирования пространственных отношений в плоскостном изображении (между, над, справа, слева, вверху).

70,0 %

4

Умение соотносить множество предметов с числовой фигурой.

78,1 %

5

Умение устанавливать взаимнооднозначное соответствие путем образования пар.

65,7 %

6

Умение производить классификацию по заданному признаку.

82,9 %

Дополнительное задание.

7

Умение ориентироваться на плоскости, основы пространственного мышления (простейший поворот фигуры).

94,3 %

Учитывая невысокие результата выполнения задания № 1, мною была организована индивидуальная работа по формированию умения ориентироваться на плоскости листа.

В ходе диагностики по русскому языку проверялось развитие фонематического слуха и восприятия; сформированность предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом, умение при помощи опоры (рисунков) восстановить сюжет сказки.



№ задания

Обследуемые умения.

Результаты выполнения (в %)

1

Состояние фонематического слуха, фонематического восприятия.

90,6 %

2

Частичное знание графического начертания букв алфавита; умение выделять буквы среди различных знаков, символов, чисел.

93.9 %

3

А. Сформированность начертания наклонных параллельных штрихов.

62,7 %

Б. Состояние зрительно-моторной координации, умение ориентироваться на заданной плоскости, ограниченной линиями (строками).

59,9 %

В. Умение опознавать и самостоятельно продолжать логическое чередование (логический ряд).

77,5 %

4

Умения ориентироваться в звуковой стороне речи (различение коротких и длинных слов).

95,3 %

5

Умение передавать форму фигуры (вычерчивать равную или подобную фигуру, соблюдая пропорции между элементами фигуры).

62,4 %

6

Умение при помощи опоры (рисунков) восстановить сюжет сказки.

73,9 %

Вывод: включать в уроки больше упражнений на развитие “мелкой моторики” и графических умений первоклассников, зрительного восприятия.

В работе по окружающему миру обследовалось: знание основной достопримечательности столицы нашей Родины; знание характерных признаков времен года; умение проводить взаимнооднозначное соответствие времен года и типа одежды к каждому времени года; умение определять последовательность частей суток (утро, день, вечер, ночь) по основным режимным признакам; представления о профессиях; знание правил дорожного движения (сигналы светофора и порядок их следования); умение оценивать поведение, поступки других людей; знание основных правил поведения в семье, взаимодействия с одноклассниками; понимание родового сходства представителей животного мира.



№ задания

Обследуемые умения.

Результаты выполнения (в %)

1

Знание основной достопримечательности столицы нашей Родины.

67 ,0 %

2

Знание характерных признаков времен года; умение проводить взаимнооднозначное соответствие времен года и типа одежды к каждому времени года.

52,2 %

3

Умение определять последовательность частей суток (утро, день, вечер, ночь) по основным режимным признакам.

58,7 %

4

Иметь представление о некоторых профессиях.

95,7 %

5

Знание правил дорожного движения (сигналы светофора и порядок их следования).

95,2 %

6

Умение оценивать поведение, поступки других людей; знание основных правил поведения в семье, взаимодействия с одноклассниками.

95,2 %

7

Понимание родового сходства представителей животного мира.

95,2 %

Низкие результаты потребовали ведения в уроки окружающего мира заданий на знание характерных признаков времен года, определения последовательности частей суток .(например, ежедневной формой приветствия в классе стало: “Доброе утро”)

Ещё важнее метапредметная готовность первоклассника. Под метапредметной готовностью понимаются предпосылки к формированию универсальных учебных действий. Под ней подразумевается следующее: познавательные предпосылки требуют децентрации мышления (делаю как надо, а не как хочу”), регулятивные предпосылки – это произвольность поведения, коммуникативные предпосылки – коммуникативные действия.

Для определения степени развития универсальных учебных действий у первоклассников мною использовались методика “Графический диктант”, (цель: насколько точно может выполнять требования взрослого), “Образец и правило” (цель: умение самостоятельно работать по предложенному образцу в рамках дополнительно заданного правила) и получены следующие результаты


 

Обследуемые УУД

Результат выполнения

“Образец и правило”

Регулятивные УУД

(действие по образцу и правилу)



46 %

 


“Графический диктант”

Познавательные УУД

(принимать уч. задачу)



72%

Невысокие результаты объясняются тем, что многие современные родители занимаются формальным развитием школьных навыков, уделяют больше внимания формированию навыков чтения, письма и счета отказываются от деятельности, в которой и происходит формирование базовых учебных умений: произвольность внимания, мотивация к выполнению задания до получения результата, умение планировать деятельность, способность к групповому взаимодействию.

Что делается для развития метапредметных УУД?

Психологом городского центра психолого – педагогической помощи проведен цикл внеклассных занятий “ Я – ученик” , использую ролевые игры по произвольности поведения , учу первоклассников составлять план своих действий по решению учебной задачи, формирую действия целеполагания, при первичном закреплении материала – регулярно используется комментирование.

Достаточный уровень предметной и метапредметной готовности обеспечивают личностную готовность как сумму интегративных качеств.

Личностные качества ребёнка на этапе перехода из дошкольного детства в школьную жизнь определены в “Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования” (ФГТ) 2009 года. В этом документе они представлены в виде перечня интегративных качеств старшего дошкольника.

– Согласно ему, ребёнок должен:

– быть физически развитым,
– владеть основными культурно-гигиеническими навыками;
– быть эмоционально отзывчивым;
– владеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
– быть способным управлять своим поведением, планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы;
– быть способным решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
– иметь первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;
– владеть универсальными предпосылками учебной деятельности.

Диагностика личностной готовности.

Личностная зрелость проявляется, прежде всего, в наличие школьной мотивации, желании занять позицию ученика Наличие положительной мотивации – один из важнейших факторов будущей школьной успешности.

Мотивация.



 

Содержание вопроса.

 

1

Хочет учиться.

95%

2

Активен на уроке.

52 %

3

Ребёнок хотел учиться, когда пошёл в школу.

85%

4

В настоящее время ребёнок идёт в школу:

С охотой,



100%

 

без желания, но спокойно,

 

 

ворчит, просит оставить дома,

 

 

наотрез отказывается идти в школу.

__

Усвоение норм поведения в школе.

Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения “школьного поведения” – ребенку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни.

По данным наблюдения плохо управляют своим поведением более 40% первоклассников.


 

Содержание вопроса.

 

1

На занятиях часто отвлекается, разговаривает.

42%

2

Ходит по классу во время урока.



3

Пристаёт к одноклассникам.

19 %

4

Спокойно сидит на уроке.

58 %

5

Всегда готов к уроку (приносит всё рекомендованное на учебный день).

61%

6

Не опаздывает на уроки.

100 %

7

Имеет опрятный внешний вид.

100%

8

Участвует в драке.

19 %

Другой составляющей личностной зрелости является эмоциональная зрелость – умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, развитие способности к самоконтролю. Эти составляющие школьной зрелости позволяют усваивать правила поведения в школе, соответствовать “роли ученика”.

Успешность функционирования в роли ученика.



 

Содержание вопроса.

 

1

Понимает требования учителя.

52 %

2

Понимает объяснения учителя на уроке.

66 %

3

Не боится задать вопрос учителю.

95 %

4

Понимает правила взаимодействия с учителем.

52 %

5

Не успевает работать на уроке в одном темпе с классом.

19 %

6

Часто выполняет задание быстрее других.

19 %

7

Умение общаться с учителем.

47 %

8

Умение управлять своим поведением.

58 %

В результате такого комплексного обследования был получен обобщенный портрет первоклассника, отражающий некоторые характеристики детей, которые учитываются мной на первом этапе обучения в школе.

При поступлении в школу 85 % хотят учиться, готовы к школе 80%, определённые трудности испытывают 20% детей,. Чуть больше половины первоклассников могут хорошо управлять своим поведением. При организации учебной деятельности 40% детей необходима помощь. Около 33 % очень существенно реагировали на начало обучения в школе, часто и длительно болели.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница