Описание методик



Скачать 47.55 Kb.
Дата11.10.2018
Размер47.55 Kb.
Название файлаОписание методик.docx

Описание методик

В данном исследовании мы использовали анкету когнитивных состояний и следующие методики: Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К.Изарда, методика оценки уровня притязаний личности В.К.Горбачевского, методика диагностики рефлексивных процессов А.О.Прохорова, А.В.Чернова, методика диагностики рефлексивности А.В.Карпова, В.В.Пономарева, методика «Учебная тревожность» Филипса, методика «Индекс жизненного стиля» (ИЖС) Р.Плутчика и тест антиципационной состоятельности В.Д.Менделевича.



Для прохождения анкеты когнитивных состояний испытуемым необходимо оценить по десяти бальной системе (от одного до десяти) выраженность того или иного, предложенного ниже в анкете, состояния, при этом важно учитывать заданную ситуацию. Здесь оцениваются эти шестнадцать показателей:

  1. вдохновение – состояние максимальной погруженности в процесс выполнения чего-либо, когда не ощущается течение времени, как будто забываешь о нем, и чувствуется подъем настроения;

  2. вдумчивость – желание вспомнить и распознать все детали и тонкости того, что изучается

  3. заинтересованность – демонстрация особого интереса к предмету изучения;

  4. любознательность – стремление в будущем разузнать как можно больше о заявленной теме;

  5. мечтательность – состояние, когда приходят самые разные мысли, абсолютно не связанные с изучаемой темой;

  6. невосприимчивость – состояние непонимания темы ни с речи преподавателя, ни в письменном виде;

  7. озарение – неожиданное, мгновенное понимание того, что ранее не было ясно и что нужно разъяснить другим;

  8. интуиция – состояние, при котором возможно не опираясь на логику и знания, а доверяя своим внутренним ощущениям, догадаться, как правильно потупить в разных ситуациях, решить задачу или раскрыть суть темы;

  9. предчувствие - состояние, когда заранее чувствуется, что скажет собеседник, лектор, о чем спросят, захотят узнать, зададут сложное или, напротив легкое задание;

  10. рассеянность – сложность сосредоточения на необходимом;

  11. самонаблюдение – склонность анализировать собственные мысли, состояния, эмоции, действия;

  12. скука – состояния тоскливости и незаинтересованности происходящим;

  13. сомнение – неуверенность в способностях для выполнения чего-либо, действиях, неуверенность в правильности имеющегося материала;

  14. сосредоточенность – состояние, когда происходят размышления, не отвлекаясь на сторонние мысли, только на тему изучаемого предмета;

  15. тупость – ощущение собственной глупости и несостоятельности, сопровождаемое с чувством неспособности понять сути вопроса, задачи, темы;

  16. умственное напряжение – чувство того, что все силы уходят на решение актуальной задачи, где для успеха необходимо максимально вспомнить необходимую информацию и сконструировать эффективные пути достижения цели.

Шкала дифференциальных эмоций (ШДЭ) К.Изарда состоит из десяти показателей (доминирующих эмоций), каждый из которых представлен тремя текущими эмоциональными состояниями личности. Именно сумма этих трех эмоций составляет «настроение», позволяющее качественно описать самочувствие испытуемого. Следующим шагом является определение коэффициента самочувствия (КС) по формуле:

описание: описание: http://konspekta.net/megalektsiiru/baza1/670818608682.files/image001.gif

КС – коэффициент самочувствия интерпретируется следующим образом: если КС ≥;1, то у испытуемого положительное самочувствие; если КС ≤;1 – отрицательное самочувствие, пониженная самооценка на данный период времени, следовательно, возможно депрессивное состояние – грустное, тоскливое настроение, апатия, резкое снижение работоспособности.

В шкале дифференциальных эмоций рассматриваются следующие показатели:


  1. Интерес – бла

  2. Радость

  3. Удивление

  4. Горе

  5. Гнев

  6. Отвращение

  7. Презрение

  8. Страх

  9. Стыд

  10. Вина

  11. КС – коэффициент самочувствия

Для прохождения методики оценки уровня притязаний личности В.К.Горбачевского необходимо ознакомиться с высказываниями, связанными с учебной деятельностью в целом, которые даны в перечне, далее испытуемому нужно отметить в отдельном бланке, в какой степени он согласен или не согласен с приведенным утверждением, для этого обводится соответствующая цифра от -3, если абсолютно не согласен, до +3 – полностью согласен.

При ответе на представленные вопросы опросника может актуализироваться ряд потребностей, среди которых замечаются социальные, познавательные, потребности самосознания, повышения самоуважения и др. из-за того, что данные ситуации имеют проблемный характер. Основываясь на этих потребностях, испытуемый анализирует значимость и сложность задания, силовые и временные затраты, прогнозные оценки развития необходимый личностных качеств.

По данным данного тестирования можно дать интерпретацию мотивационной структуры испытуемого, где различается пятнадцать компонентов. По каждому компоненту при помощи ключа подсчитывается сумма баллов. При подсчете баллов необходимо учитывать правила обратного перевода в некоторых из утверждений.

Условно компоненты мотивационной структуры можно разделить на четыре группы. Нам же для нашего исследования были необходимы всего шесть первых компонентов, составляющих центр мотивационной сферы личности:



  1. Внутренний мотив – демонстрирует увлеченность заданием, уверенность, выражает такие аспекты, которые прививают выполнению задания некую привлекательность;

  2. Познавательный мотив – показывает субъекта как заинтересованного результатами своей деятельности;

  3. Мотив избегания – характеризует субъекта как боящегося низкого, неудовлетворительного результата его деятельности и вытекающих отсюда последствий;

  4. Состязательный мотив – раскрывает то, насколько выраженное любопытство субъект проявляет к результатам работы других субъектов, выполняющих те же задачи, что и он сам;

  5. Мотив к смене текущей деятельности – выражает переживаемое субъектом стремление к смене вида деятельности, которой он занимается на данный момент, на что-либо другое;

  6. Мотив самоуважения – дает понимание о тенденциях субъекта ставить перед собой все более труднодостигаемые задачи и цели в однотипной деятельности.

Эти показатели выступают в роли элементов, непосредственно побуждающих личность к тому или иному виду деятельности.

Вторую группу составляют компоненты, связанные с достижением относительно трудных целей. Они относятся к текущему положению дел. Третью группа – это составляющие прогнозных оценок деятельности, являющие собой потенциальную мотивационную структуру, которая может появиться походу выполнения деятельности.



Оценка каждого компонента мотивационной сферы позволяет построить индивидуальный психологический портрет исследуемого, где можно представить все количественные соотношения между всеми показателями. Для данной методики не существует нормативных данный, все выводы производятся индивидуально для каждого испытуемого.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница