Об одном методе исследования факторной структуры в системе обучения



Скачать 403.18 Kb.
страница1/2
Дата20.02.2018
Размер403.18 Kb.
Название файлаОБ ОДНОМ МЕТОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ.doc
ТипЗакон
  1   2


Айказян Э. М.

к. т. н, ст. преподаватель,

Ереванский государственный университет языков

и социальных наук имени В.Я. Брюсова, Армения
ОБ ОДНОМ МЕТОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФАКТОРНОЙ СТРУКТУРЫ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ

Процесс обучения характеризуется сложным взаимодействием ряда компонентов психологического и педагогического плана. Раскрытие закономерностей и взаимосвязей этого процесса создает научную основу для выбора оптимальной структуры обучения, а также облегчает решение задачи отбора кандидатов, способных наиболее успешно и в приемлемые сроки овладеть специальностью.

Многие психологи изучали отдельные частные связи системы профессионального обучения: между теоретической и практической успеваемостью, практической и физической подготовкой, теоретической успеваемостью и физической подготовленностью обучаемых. Значительное число работ посвящено исследованию эффективности методик отбора [1]. Полученные данные позволили выявить некоторые характерные связи между компонентами систем обучения и отбора и тем самым способствовали совершенствованию последних. В то же время результаты многих исследований оказались весьма ограниченными, а иногда и взаимопротиворечивыми, поскольку не бсегда учитывались остаточные знания условиям испытаний. Исследования базировались на использовании неадекватных критериев и неидентичных способов обработки и анализа экспериментальных оценок.

Глубокое и действенное познание закономерностей процесса обучения возможно лишь при использовании адекватного статистического аппарата в сочетании с качественным психологическим анализом экспериментальных данных и получаемых результатов. Часто применяемые в социологических и психофизиологических исследованиях статистические методы и приемы, ограниченные вычислением элементарных сравнительных и различительных мер, оказываются недостаточными для этой цели. При исследовании систем обучения и отбора, достаточно полно отвечает факторный анализ. Факторный анализ - один из разделов многомерной математической статистики, который позволяет получать выводы высокой степени обобщенности на основе комплексного анализа множества корреляционных связей между различными сторонами изучаемого процесса.

Применение факторного анализа в сфере педагогических и психологических исследований затрудняется из-за недостаточного освещения в отечественной литературе многих теоретических и методических вопросов. Имеющиеся работы в этой области ограничены изложением простейших методов факторизации, главным образом центроидного метода, и не отвечают полностью современным требованиям и возможностям.

В настоящей статье предпринята попытка изучения с помощью факторного анализа некоторых общих закономерностей системы обучения и отбора. В ходе исследования возникала необходимость разрешения ряда проблем теоретического и прикладного характера. С учетом этого обстоятельства была определена задача систематизации и совершенствования техники факторного анализа применительно к решению проблем обучения и отбора специалистов.

В системе обучения и отбора специалистов очень часто приходится анализировать большое количество переменных (тестов, процесов), связь между которыми задана в виде корреляций между переменными.

При анализе возникает вопрос, что и в какой степени обусловливает взаимосвязь переменных. На этот вопрос дает ответ факторный анализ – метот исследования, который имеет достаточно общий характер и находит применение не только в психологии но и в биологии,экономике, физике.

Исходные данные для факторного анализа задаются в виде матрцы корреляции между тестами . В результате анализа определяются те основные факторы, которые лежат в основе корреляций между тестами. Каждый тест является случайной величиной. При факторизации по центроидному методу и методу главных осей исходят предположения, что имеется некоторое количество группавых факторов (как правило, меньше, чем количество тестов) и дисперсия каждого теста может зависить как от нескольких групповых факторов, так и одного группового фактора.

Наряду с групповым фактором на дисперсию теста влияет специфический фактор S, а также и ошибки измерений E.

Примр фаторной структуры тестов, опредляемой групповыми факторами, представлен в таблице 1.

Таблица 1



Тесты

Групповые факторы

 

Теоретическая успеваемость

Практическая успеваемость

Физическая подготовленность

Навыки

Тест1

X11




X13




Тест 2

X21

X22




X24

Тест 3




X32




X34

Тест 4

X41










Тест 5




X52




X54

Тест 6

X61




X63

X64

Тест 7




X72

X73



Из таблицы 1 следует, что в тесте 4 наблюдается влияние одного фактора, в тестах 5, 7 ─ двух факторов, в тестах 1, 2, 6 ─ трех факторов, в тесте 3─ четрех факторов.

В процессе фактоного анализа преобразуется исходная матрица коэффициентов корреляций между тестами. В результате преобразований вычисляется матрица факторов, количество строк которой равно количеству строк исходной матрицы корреляций, а каличество сталбцов равно числу выделенных группавых факторов. Матрица факторов содержит меньше сталбцов, чем исходная мартица факторов. Число факторов не певосходит числу тестов. Число сталбцов факторной матрицы равно рангу исходной матрицы корреляции[1].

Факторы могут быть как зависимаи, так и независимыми. Элементы факторной матрицы называются факторными весами. Хозлером и Харманом даказано, что В случае независимых ортогональных фактoров веса интерпретируются как коэфициенты корреляции данного теста с данным фактором.

Оснавная теорема фактоного анализа определяется формулой:



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница