Международно-правовое регулирование таможенных отношений государств в мировом сообществе



Скачать 86.17 Kb.
Дата29.05.2018
Размер86.17 Kb.
Название файлаМеждународно.docx

Международно-правовое регулирование таможенных отношений государств в мировом сообществе.

Реализация экономической безопасности в международной сфере во многом определяется характером отношений государств с интеграционными объединениями Мирового Сообщества. Развитие равноправных партнерских отношений призвано укрепить глобальную и региональную экономическую безопасность, создать благоприятные условия для участия государств в мировой торговле, таможенном, научно-техническом и кредитно-финансовом сотрудничестве. Интеграция представляет собой общую тенденцию мирового развития. Она порождена закономерностями развития производительных сил и поэтому носит объективный характер. А это значит, что интеграция присуща и государствам с плановой, и государствам с рыночной экономикой в системе мирохозяйственных связей. Согласно точке зрения Е.А. Марыгановой: «Под влиянием процесса интернационализации мировых и хозяйственных связей государств и формирования механизма интернациональных форм международных отношений таможенное право, регулирующее формы экономического суверенитета государства, стало выступать в системе государств, обусловленной действием закономерностей общественного развития, в качестве регулятора международных экономических отношений и форм охраны экономической безопасности государств в мирохозяйственных связях. Отсюда следует, что международное таможенное право представляет собой обобщенные правила и обязательства государств мирового сообщества, координирующие и регулирующие отношения по обеспечению экономической безопасности и суверенитета в мирохозяйственных связях, обусловленных развитием общих экономических всемирных отношений. Соблюдение норм и принципов международного таможенного права обеспечивается самими государствами на основах баланса интересов и полного единообразия в понимании и применении всеми государствами норм международного права» . В заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. содержится положение, в соответствии с которым «государства-участники взяли на себя обязательство уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила». При рассмотрении социальной сущности международного таможенного права необходимо различать общее международное таможенное право и локальные нормы международного таможенного права, сущность которых в некоторых случаях различна. Эта закономерность, как правильно отмечал Г. И. Тункин, «…присуща общему международному праву, которое допускает существование норм, социально отличных от норм общего международного права».



В настоящее время особое значение приобретают вопросы международно-правового регулирования таможенных отношений развивающихся государств за становление нового международного экономического порядка. Учитывая, что развивающиеся государства по-прежнему остаются в сфере международной системы хозяйствования государств с рыночной экономикой, совершенно очевидно, что необходимость различных специальных программ для развития развивающихся стран в принципе признается мировым сообществом в рамках мирового хозяйства и позволяет наращивать собственный вклад этих стран в международное разделение труда. В степень развития международного сотрудничества в области таможенного дела оказали определенное воздействие «…попытки развивающихся стран изменить существующую международно-экономическую систему путем проведения через Генеральную Ассамблею Организации Объединенных Наций, где в мае 1974 года на VI специальной сессии резолюций о новом международном экономическом порядке и резолюции, одобрившей Хартию экономических прав и обязанностей государств в сентябре этого же года на XXIX регулярной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, не дали должного эффекта. Фактически в этих документах содержались требования перераспределения мирового дохода в пользу развивающихся стран при том, что сами эти страны не брали на себя обязательства эффективно использовать ресурсы извне. Вместе с тем большая часть развивающихся стран вступила в координационные отношения с метрополией через систему общих преференций, дававшую им некоторые дополнительные возможности на западных рынках, и в особенности через участие стран Африки и Карибского бассейна в более восприимчивых к общемировым тенденциям развития международных экономических организациях». Это прежде всего касается вопросов таможенной политики и международно-правового регулирования сферы торговли сырьевыми товарами, являющимися основной экспортной статьей развивающихся стран; проблем сбыта их промышленной продукции на рынках промышленно развитых государств с рыночной экономикой, а также проблем туристских обменов и экономической интеграции. Для эффективного решения указанных выше проблем необходимо устранить из сферы международных таможенных отношений искусственно создаваемые дискриминационные таможенные ограничения как тарифного, так и не тарифного характера. В мировом сообществе под воздействием общих экономических всемирных отношений происходит интеграция права как путем разработки его общих норм и принципов, так и на основе региональных или двусторонних соглашений, выработки норм и принципов, действующих в государствах различных социально-экономических систем. Именно интернационализация различных аспектов жизни общества, возникновение глобальных проблем человечества и обусловливают направления интеграционных связей в международной системе в целом. Что касается вопроса о значимости международных таможенных отношений для отдельных государств и для всего международного сообщества в целом, то он не требует особых доказательств. Об этом свидетельствует и деятельность Генерального соглашения по тарифам и торговле, Всемирной Торговой Организации, Всемирной Таможенной Организации и других организаций, согласование государственных мер по регулированию ставок таможенного обложения и размеров экспортных субсидий. Государства — участники этих организаций обязались строить свои внешнеэкономические отношения на принципе наибольшего благоприятствования в таможенном обложении, отмены тарифного протекционизма, запрета предоставления новых таможенных преференций, решения спорных вопросов таможенного обложения и применения таможенных процедур путем взаимных консультаций. Опыт работы Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), в частности, координации деятельности государств — членов ООН по согласованию их таможенной политики и сотрудничеству в рамках региональных экономических и таможенных союзов в сфере снижения ставок таможенных тарифов имеет большое значение для таможенных и торговых отношений в мировом сообществе. В работе сессий этих конференций участвовали практически все государства, ряд международных организаций и специализированных учреждений ООН. На большую значимость международных таможенных отношений указывается в десятках резолюций как главных, так и вспомогательных органов ООН. Большой вклад в разработку основ комплексного международно-правового таможенного режима внесли как многочисленные соглашения, принятые в рамках ГАТТ, так и рекомендации Совета таможенного сотрудничества, нашедшие отражение в Конвенции об упрощении и согласовании таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.) и др. Заинтересованность как отдельных государств, так и международного сообщества в целом в существовании самостоятельной отрасли международного права — международного таможенного права — совершенно очевидна. Она нашла свое подтверждение и в огромном объеме нормативно-правового материала международного характера, в том числе и в материалах конференций ГАТТ по вопросам создания таможенного режима импорта и экспорта сырьевых товаров, происходящих из развивающихся стран, системы всеобщих преференций, согласования уровня тарифных ставок и др.

Об этом также свидетельствует и та напряженная борьба, которая идет между различными группами стран с рыночной экономикой за раздел и правовой статус таможенных территорий, являющихся частью сухопутной, водной и воздушной поверхности нашей планеты. Так, Комитет по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК) принял Международную конвенцию о согласовании пограничных мер контроля над прохождением грузов 1982 г. Ст. 9 этой конвенции содержит положение, в силу которого «…договаривающиеся стороны берут на себя обязательство по широкому использованию как между собой, так и во взаимодействии с компетентными органами типовых документов, соответствующих Единому формату Организации Объединенных Наций» . Так, 24 марта 1981 г. вступило в силу Соглашение о стандартизованных положениях, позволяющих «установить происхождение товаров из развивающихся стран при предоставлении им преференционных тарифов в рамках Всеобщей системы преференций». Цель этого соглашения — «…гарантировать возможно более благоприятные условия доступа товаров, происходящих из развивающихся стран, а также стандартизировать положения, позволяющие определить происхождение таких товаров в целях предоставления им преференциальных тарифов». Все государства независимо от различия их социально-экономических и политических систем, будучи юридически суверенны и равны между собой, имеют право в сфере международных таможенных отношений осуществлять все виды таможенного контроля и тарифных операций в пределах их государственных таможенных территорий. Ни одно государство не имеет права вмешиваться в таможенные отношения и таможенную политику другого государства, если эти таможенные отношения, таможенная политика и практика не нарушают принципов и норм международного таможенного права. Государства в определении таможенного режима ввоза, вывоза и транзита товаров на своей таможенной территории должны исходить из принципа наибольшего благоприятствования в таможенном обложении. Этот принцип получил свое закрепление в Генеральном соглашении о тарифах и торговле 1947 г., многочисленных конвенциях, принятых и ратифицированных государствами — участниками Конференции ООН по торговле и развитию, многосторонних соглашениях экономических и интеграционных региональных объединений и таможенных союзов. В большинстве договоров и соглашений, заключенных государствами в сфере таможенных отношений, содержатся нормы, предоставляющие одной договаривающейся стороне право ввозить на таможенную территорию другой договаривающейся стороне любые продукты почвы и их промышленного производства с оплатой их ввозными таможенными пошлинами и таможенными сборами, уровень таможенного обложения которых не будет выше, чем у ввозных таможенных пошлин и таможенных сборов, взимаемых при ввозе аналогичных продуктов с таможенной территории любого третьего государства. В международном таможенном праве нашел закрепление институт временного допуска товаров и предметов с таможенной территории одной из договаривающихся сторон на таможенную территорию других договаривающихся государств. Этот временный допуск может осуществляться в двух формах: временно-беспошлинный и условно-беспошлинный ввоз. Временно-беспошлинный ввоз допускается в отношении образцов и моделей товаров; экспонатов, предназначенных для выставок, конкурсов и ярмарок; маркированной тары; перевозочных средств; инструментов и приборов, ввезенных временно для комплектования, испытания, ремонта и монтажа поставленного оборудования. Постановления и правила о временно-беспошлинном ввозе указанных выше предметов закреплены государствами в многочисленных международных договорах, соглашениях и конвенциях. К примеру, Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств 1954 г. разрешает «…временно-беспошлинный ввоз, на срок до шести месяцев, дорожных автотранспортных средств индивидуального пользования, а также запасных частей, горючего и смазочных средств к ним, при условии, что этот ввоз осуществлен, в связи с международным туризмом». В отличие от временно-беспошлинного ввоза, «…условно-беспошлинный ввоз относится только к товарам и предусматривает возможность обратного вывоза товара не обязательно в том же самом виде, а совершенно нового, полученного в ходе промышленной переработки первично ввезенных товаров» . Широкое международно-правовое закрепление получила в межгосударственных таможенных связях и система взаимного предоставления договаривающимися сторонами различных таможенных льгот и преимуществ. Эти таможенные льготы и преимущества находят свое закрепление как на двусторонней, так и на многосторонней договорной основе, в том числе и на основе договоров об организации договаривающимися государствами единой таможенной территории в рамках создаваемых ими таможенных союзов или таможенных зон. Широкое закрепление в международных договорах характерно и для взаимоотношений государств в сфере организации ими таможенных формальностей. Это, в первую очередь, относится к вопросу упрощения и ускорения таможенного оформления различного рода транспортных перевозок, в том числе и транзитного движения, а также освобождения межгосударственных транспортных перевозок и осуществляющих такие перевозки транспортных средств от обложения их таможенными пошлинами в пределах таможенных территорий договаривающихся государств. Подводя итог всему вышеизложенному, мы можем констатировать тот факт, что в настоящее время в процессе становления нового международного экономического порядка в Международных договорах получает свое развитие принцип обязательного проведения в жизнь национальной и международной тарифной политики в направлении осуществления международного разделения труда в соответствии с потребностями и интересами как развивающихся стран, так и всего международного сообщества в целом. Этот принцип является юридическим выражением компромисса государств разных социально-экономических систем, расположенных в различных географических широтах и осуществляющих свои международные таможенные отношения на основе договоров, предусматривающих неодинаковые ставки таможенного обложения, видов таможенных льгот, таможенных формальностей, таможенных режимов и таможенной политики.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница