Композиционные формы сочинения. Описание по воображению и памяти



Скачать 234.21 Kb.
Дата07.10.2018
Размер234.21 Kb.
Название файласинестезия.docx
ТипУрок

http://cs617629.vk.me/v617629444/223e/miribm230tq.jpgТема урока: Композиционные формы сочинения. Описание по воображению и памяти.

(Урок развития речи в 9 классе)

Цели урока:1. Познакомить учащихся с одной из композиционных форм сочинения – описанием по воображению и памяти. Ввести термин «синестезия».

2. Развивать образное восприятие мира учащихся через синестезию.

3. Воспитывать интерес к музыке, живописи, литературе.

Оборудование:


  1. Учебник «Русская речь», автор Е.И.Никитина.

  2. Портрет П.И.Чайковского.

  3. Аудиозапись миниатюры «Осень» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

  4. Видеоролик «Картины русских художников об осени» или презентация.

http://cps-static.rovicorp.com/3/jpg_1080/mi0002/869/mi0002869858.jpg?partner=allrovi.com

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла «Времена года» («Осенняя песня. Октябрь»)

3. Актуализация и проблемное учебное действие.

Фронтальная беседа.

- Знакома ли вам эта музыка? Кто ее автор?

- Соответствует ли она вашему утреннему настроению?

- Попробуйте ее описать словами. Какие картины и образы возникают в вашем воображении? (устные словесные зарисовки учащихся).

- Спасибо. У вас, ребята, получилось неплохо. Значит, вы обладаете синестезией.

- Что такое синестезия? Это способность присваивать свойства, характерные для одного анализатора, другому. А если говорить проще, то это способность задействовать одновременно несколько областей чувств, например, зрение и слух или вкус, обоняние и осязание. Например, цветомузыка. Вам, конечно, приходилось наблюдать этот синтез музыки и цвета.

- А какие области чувств задействовали вы, описывая музыкальный фрагмент? (слух, воображение, память).

- Поясните, пожалуйста. (слух – так как мы слушали музыкальное произведение П.И.Чайковского; воображение – потому что, слушая, мы представляли какие-то картины; наша память, наш жизненный опыт помогали вспомнить, оживить эти картины, сделать их ярче, живее).

- Вот мы и подошли вплотную к теме нашего урока. Попробуйте ее сформулировать самостоятельно. («Описание по воображению и памяти»).

- Запишите в тетрадях число и тему урока, а также определение термина «синестезия», с которым мы только что познакомились.

4. Целеполагание.

- Я думаю, вы согласитесь со мной в том, что П.И.Чайковский, создавая свой цикл «Времена года», использовал тоже синестезию, ведь к этой музыкально миниатюре он подобрал эпиграф (упр.9)

- А как вы думаете, нужно ли совершенствовать синестезию, а если нужно, то для чего? (ответ в упр.2)

- Следовательно, вы сформулировали цель нашего урока.



  1. Творческая практическая деятельность.

- А какой из видов искусств можно еще использовать, чтобы музыка стала зримой?

- Конечно, живопись. (видеоролик: Картины известных художников "Золотая осень", музыка П. И. Чайковского)

- Какой же вывод мы можем сделать? (все виды искусств взаимосвязаны, ведь не зря говорил Д.Б.Кабалевский, что «…вырастают все искусства из одной и той же почвы и питаются одним и тем же источником, имя которому – жизнь» упр.3 ).

- Я думаю, что вы готовы написать сочинение-миниатюру «Слушая «Осеннюю песнь» П.И.Чайковского».



  1. Самостоятельная работа.

Сочинение-миниатюра с последующим чтением и обсуждением 2-3 работ.

  1. Домашнее задание.

Упражнение 27. ( Подготовиться к игре «Узнай картину» : описать одну из картин известного русского художника без указания автора и названия.)

  1. Рефлексия.

- С каким новым термином мы сегодня познакомились? (синестезия).

- Что он означает?

- Как он соотносится с темой нашего урока? (Синестезия способствует развитию образного восприятия мира, воображения и, в конечном итоге, устной и письменной речи, к чему мы и стремимся на уроках).

- Разобраться в теме урока нам помогла музыка П.И.Чайковского. В знак благодарности и преклонения перед талантом этого композитора составьте синквейн и запишите его на осенних листочках, цвет которых соответствует вашему настроению после урока (оранжевый : мне понравился урок, коричневый : урок не понравился, листок не окрашен : урок не оставил никаких впечатлений и эмоций).

Музыка П.И.Чайковского

Обворожительная, душевная

Вдохновляет, очаровывает, лечит,

Мир без музыки что птица без крыльев



Волшебство

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница