Еремин А. А, Любарчук Ф. Н



Скачать 52.17 Kb.
Дата06.12.2018
Размер52.17 Kb.
Название файлаСтатья 1.docx

Еремин А.А, Любарчук Ф.Н
Современная экономика представляет собой сложную систему с множеством взаимосвязанных подсистем. Оборонно-промышленный комплекс является высокотехнологичной, многопрофильной научно-производственной составной частью национальной экономики. Доля предприятий ОПК не превышает 6% промышленного производства. Несмотря на это, предприятия ОПК представляют собой наиболее наукоемкий сектор национальной экономики способный стать драйвером инновационного экономического развития и поддержания конкурентоспособности отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках. На долю российского ОПК, включая продукцию военного назначения, приходится свыше 70% всей научной продукции России, в нем сегодня занято более 50% всех научных сотрудников. Таким образом отечественный ОПК – это не только оборонные затраты, но и двигатель прогресса, средоточие высоких технологий. Значение ОПК в этом плане явно недооценивается [1]. Оборонный комплекс РФ выступает драйвером развития самых высокотехнологичных отраслей экономики, создает массу качественных рабочих мест, стимулирует развитие науки и образования. Оборонная промышленность в плотную подошла к рубежу завершения выполнения госпрограммы вооружений до 2020 года. Вооруженные силы активно переоснащаются самой современной и модернизированной до лучших образцов боевой техникой.

В сложившейся непростой экономической ситуации оборонный бюджет выступает фактором стабильности и дальнейшего развития отечественной промышленности, обеспечивая заказами ракетно-космическую, авиационную, судостроительную, автомобильную, электронную промышленность. Благодаря этим заказам предприятия промышленности смогли обновить технологическую базу и создать значительное количество новых квалифицированных рабочих мест. В России отношение к ОПК у различных групп ученых и политиков диаметрально противоположное. Так, А. Кудрин негативно относится к развитию ОПК как драйвера российской экономики: «В современной экономике нельзя создать маленькие оазисы высоких технологий и инноваций, тогда как остальная промышленность не будет соответствовать современному уровню. Период, когда мы на базе военных заказов создавали новые технологии, а потом они применялись в гражданской отрасли, прошел» Там большое количество неэффективных предприятий, и сейчас на них возлагается задача, которую они, по нашим реальным проработкам, в таком объеме исполнить не смогут».

В настоящий момент у программ финансирования малого и среднего бизнеса по мимо положительной, есть и отрицательная сторона. Большое количество программ поддержки предприятий малого и среднего бизнеса, не является гарантом их получения. Для банков предприятие-«стартап» автоматически попадает в зону риска и получение ими кредита в банке практически невозможно, так как у такого предприятия отсутствует положительная кредитная история, и, как правило, обеспечение кредита. Они вынуждены обращаться за кредитованием к микро финансовым организациям, у которых ставки на порядок выше. Преодоление проблемы отдельных оазисов высоких технологий возможно путем создания крупными производствами ОПК совместных и венчурных предприятий для реализации прорывных технологий не только в военной, но и в продукции двойного и сугубо гражданского назначения, с дальнейшим предоставлением им на начальном этапе становления производственных мощностей основного предприятия и введение их в цепочку кооперации различного уровня. Создавая таким образом предприятия малого и среднего бизнеса, ориентированные не только на оборонную промышленность.

На инновационное развитие предприятий ОПК существенное влияние оказывают не только социально-экономические и политические условия внутри государства, но и внешнеполитическая обстановка. Динамика инновационного развития отечественного ОПК последних десятилетий неразрывно связана с доступом к международным знаниям и технологическому обмену. В современных условиях, когда под санкции коалиции западных стран попало большое количество российских предприятий и существует высокая вероятность их продления и расширения, возникает необходимость активизации инновационной активности и процессов импортозамещения. Введенные экономические и политические санкции могут остаться надолго. Экономический ущерб от прямых и косвенных санкций подсчитать сложно. Европейские экономисты оценивают потери России от введенных санкций в размере около 1 трлн. долларов[1]. В сложившихся условиях необходима проработка вопроса вывода сотрудничающих с оборонно-промышленными предприятиями компаний (как Российских, так и зарубежных) и представителей банковского сектора из-под прямых и секторальных санкций.

Однако от санкций может быть и положительный эффект, если будут решаться вопросы преодоления зависимости российской экономики от импорта и повышения конкурентоспособности российских товаров на отечественном и мировом рынках. Вопрос зависимости от импорта характерен и для предприятий ОПК. Его решение будет способствовать формированию инновационного развития оборонного комплекса как системообразующего. Финансирование фундаментальной науки и НИОКР - это тот базис, без которого у политики импортозамещения нет ни настоящего, ни будущего. Преодоление отставания в чём-то невозможно, если технологии закупаются, а специалисты не до конца осознают, чем они занимаются, на чём работают. Более того, сама программа импортозамещения не должна быть ограничена только рамками государственного финансирования: государство в данном случае должно создать эффективную систему мотивации для предпринимателей и ту среду, в которой бизнес сможет успешно развиваться уже без государственной поддержки.

Инновационное развитие подразумевает под собой обязательную реализацию всех этапов инновационного процесса: от зарождения идеи до массового производства продукта, где данная идея используется. В России в силу различных объективных предпосылок эта цепочка была нарушена. И задача восстановления этого процесса, формирования новых связей должна стать одной из приоритетных. К причинам низкого уровня коммерциализации отечественных инновационных разработок стоит отнести множество различных факторов: невысокий уровень инновационной активности реального сектора экономики (порядка 10%), обуславливающий низкий спрос на новые технологии и способность их использования бизнесом; неготовность инновационных разработок к выходу на рынок, вследствие отсутствия проработки их экономической составляющей; малое число разработок, готовых к серийному производству; проведение НИОКР без учета рыночного спроса; разрывы в цепочках инновационных процессов; неразвитость и недостаток организаций инновационной инфраструктуры, осуществляющих поддержку коммерциализации инновационных разработок[2].

Как показывает опыт, выигрывают те корпорации, те предприятия, которые внедрили свои стандарты, те, кто предложил другим игрокам свои правила игры. Те же, кто подчиняется чужим стандартам, проигрывают[4].

Таким образом, для формирования

- -увеличение среднего возраста сотрудников оборонных предприятий и дефицит квалифицированного персонала;

- производственных мощностей;

- увеличение финансирования НИОКР и установление целевых показателей, отражающих их эффективность;

- маркетинговая проработка инноваций на этапе НИОКР;

- развитие инновационной инфраструктуры на предприятиях ОПК.

ЛИТЕРАТУРА

1) Цветков В.А: Оборонно-промышленный комплекс России: проблемы и перспективы развития /Сборник докладов Второй конференции «Экономический потенциал промышленности на службе оборонно-промышленного комплекса» / Издательским домом «КОННЕКТ» - Москва, 2016. – С. 7-9. - Библиогр.: с. 7.

2) Мазилов Е.А.: Государственная поддержка инновационной деятельности субъектов МСП в области внедрения принципиально новых материалов и технологий: опыт регионального центра трансфера и коммерциализации технологий /Сборник докладов научно-практической конференции «инновационные материалы и технологии»/ АО «ПОЛИГОН» - Москва, 2017.- С. 90-92. – Библиогр.: с. 90.



3)

4) http://rusplt.ru/society/drayveryi-ekonomiki-lokomotivnyie-otrasli-28046.html



5) https://союзженскихсил.рф/communication/forums/economy/voenprom-riski-i-vozmozhnosti-lya-ekonomiki-rossii/

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница