Диагностические методики для пмпк



Скачать 37.01 Kb.
Дата22.08.2018
Размер37.01 Kb.
Название файлаdiagnosticheskie_metodiki_dlya_pmpk.docx

Диагностические методики для ПМПК

Для оценки выраженности умственного недоразвития детей от 3 до 9 лет в условиях ПМПК применяются стандартные психодиагностические методики. «Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик, для детей определенного возраста, понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам», - говорится в одном из методических руководств по психодиагностике. Диагностический материал для изучения каждого ребенка подбирается индивидуально.



Возраст 3-4 года

Развитие психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие)

  • Копирует крест, воспроизводит круг, горизонтальную линию и т.д.

  • Выбирает самую длинную линию из трех предложенных.

  • Складывает разрезную картинку из 2-3 частей.

  • Считает до 3-4.

  • Складывает доску Сегена (от простого к более сложному).

  • Складывание пирамидки (начиная с 3-х колец).

  • Правильно называет и находит основные цвета (допустимо - 3).

Выявление уровня развития речи

  • Рассказывают стихи, исполняют песни.

  • Соотносят предметы по размеру (большой - маленький), по количеству (один - много).

  • Описывают предметы.

  • Используют в речи качественные прилагательные (Погода "солнечная", "тёплая", "морозная" и т.д.), глаголы (Солнце "светит", "греет"; птицы "улетают" и т.д.).

  • Различают и называют части предметов.

  • Понимают обобщающие понятия игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

  • Показывают и называют животных.

Выявление уровня развития тонкой моторики

  • Складывают лист бумаги вчетверо (после показа).

  • Застегивают пуговицы, шнуруют обувь.

  • Умеют рисовать элементарные предметы.

  • Выкладывают из геометрических фигур предметы дом, машину, игрушку.

Выявление представлений о себе и окружающих

  • Полностью называют свои имя, фамилию (хотя возможно нечеткое выговаривание) и возраст (показывают на пальцах).

  • Называют членов семьи (поименно).

  • Называют и показывают части тела.

Эмоционально-волевая сфера

  • Набор карточек с изображением эмоций (2-3).

  • Контакт ребенка с взрослыми.

  • Усидчивость и переключение внимания.

Возраст 5-7лет

Исследование восприятия и внимания

  • Таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями.

  • Набор карточек с изображением геометрических фигур, окрашенных в основные и оттеночные цвета.

  • Доска Сегена (разных вариантов сложности).

  • Различные по величине предметы (ширина, длина, высота).

  • Разрезные картинки (5 лет - 4 части; 6-7 лет - 4-6 частей).

  • Ориентировка на листе бумаги (лево - право, низ - верх, середина).

Исследование мышления

  • Счетные операции в пределах 10 (6-7 лет - прямой и обратный счет).

  • «4-й лишний» (по цвету, форме, родовым категориям).

  • Таблицы с логическими задачами на поиск недостающих фигур (по типу прогрессивных матриц Равена).

  • Бланки методик «Простые и сложные аналогии».

  • Серии картинок с изображением последовательности событий (3-4 картинки).

  • Набор сюжетных картинок разной степени сложности (простые, описательные, со скрытым смыслом, нелепым содержанием).

  • Таблицы с загадками, пословицами и поговорками (подбор с учетом возраста).

Исследование представлений о себе и окружающих

  • Называет свои имя, фамилию, отчество, возраст, пол, домашний адрес.

  • Называет членов семьи.

  • Называет и «показывает» времена года и части суток.

  • Использование опросника для детей 6-7 лет (методика диагностики школьной зрелости).

Исследование развития речи

  • Использование в речи обобщающих понятий.

  • Умение классифицировать предметы.

  • Составление описательного рассказа по картинке.

  • Использование в речи существительных, прилагательных, глаголов.

  • Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного, антонимов.

  • Согласование числительных с существительными (одно яйцо - пять яиц).

  • Образование притяжательных прилагательных (Хвост чей? - "Лисий". Голова чья? -"Заячья").

Исследование памяти

Исследование развития эмоционально-волевой сферы

  • Набор карточек с изображением эмоций.

  • Набор сюжетных картинок с изображением различных ситуаций, подлежащих нравственной оценке.

  • Адекватная реакция ребенка на одобрение и порицание.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница