Цель: формирование познавательной мыслительной деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего обучения в синтезе с активными методами обучения. Задачи



страница1/2
Дата07.11.2018
Размер45 Kb.
Название файлаРазвитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.doc
  1   2







Цель: формирование познавательной мыслительной деятельности у школьников посредством применения технологии развивающего обучения в синтезе с активными методами обучения.

Задачи :

повышение мотивации образования через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных компетенций обучающихся;

выявление и развитие интеллектуального потенциала, интересов, склонностей обучающихся;

формирование нравственных основ личности;

создание моделей учебных занятий, направленных на развитие познавательной мыслительной деятельности на уроках географии.

Методы обучения, используемые на уроке, играют огромную роль в развитии интеллектуальной сферы ребѐнка. Ученикам часто привожу слова великого русского писателя А.П. Чехова, который говорил: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед».

Для развития познавательной мыслительной деятельности на любом этапе урока, в зависимости от изучаемого материала, ученикам предлагаю проблемные задания.

Возьмѐм, к примеру, тему «Климат России». Для личностного осмысления изучаемого материала обучающимся предлагаю проблемный вопрос «Где вам может пригодиться изучаемый сейчас на уроке материал?». После чего ученики самостоятельно (индивидуально или в парах) пытаются найти ответ на поставленный вопрос, а потом доказывают, что изучаемый материал имеет большую практическую ценность. Таким образом, ученики начинают осознавать практическую значимость изучаемого материала Развитие творческих способностей учащихся является главным аспектом в обучении географии. В процессе выполнения творческих заданий применяю конспекты учебной информации, опорные схемы, что позволяет учащимся непроизвольно запоминать учебный материал, расширять и углублять его, а также развивать творческие умения и способность применять знания в практических ситуациях. В курсе экономической и социальной географии мира предлагаю учащимся задания творческого характера, способствующие формированию у них познавательного интереса. Ученики, выполняя творческие задания, активно оперируют приобретенными знаниями, умениями, навыками, включаются в активную, поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень познания и развития своей личности.

В начале изучения каждого раздела или темы сообщаю школьникам название творческой работы, и они на протяжении всей темы работают над ней. Эта работа проводится только по желанию учащихся. Виды творческих работ, которые я предлагаю учащимся, разнообразные. Приведу примеры некоторых из них:

Составление кроссворда «Столицы Африки».

Сочинение на тему «Я хотел бы побывать…» или репортаж из стран

Африки.


Путешествие по одной из стран Африки.

Разработка маршрута экскурсии по странам Африки.

Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю методы прикладной диалектики: системный анализ, «метод контрольных вопросов», составление и решение противоречий, «мозговой штурм» и другие.

Я считаю, что дидактическим стержнем урока с использованием технологии развивающего обучения является активная деятельность самих учащихся: ученики не просто решают, обсуждают, как это бывает обычно, а, наоборот, сравнивают, делают выводы, выявляют закономерности. Такая деятельность захватывает учащихся: напрягается ум и воля, развивается стремление довести дело до конца, пробуждаются интеллектуальные чувства, удовлетворение от сделанной работы. Приведу пример заданий развивающего характера по теме «Африка»:

1. Второй по величине материк мира. (Африка)

2. Самая высокая вершина материка. (Килиманджаро)

3. Самая длинная река мира. (Нил)

4. Самая полноводная река Африки. (Конго)

5. Самое длинное озеро мира. (Танганьика)

Технология развивающего обучения – творческий, оригинальный подход к обучению, требующий активной поисковой, исследовательской работы школьников.

Особое внимание в своей работе уделяю работе с картами, так как карта – это источник новых знаний. Географические карты содержат дополнительные сведения, которые расширяют и углубляют обязательный материал, увеличивают объем сведений, в итоге получают общую картину природы Земли. Я предлагаю школьникам такое задание: «На основе карт атласа составить комплексную характеристику материка Евразия». Работа оформляется в виде следующей таблицы:

№ страницы Название карты Информация о Евразии

Считаю, что у подобного рода работы много плюсов для учащихся и для учителя, так как конкретные цели еѐ выполнения перерастают в результаты:

1) предупредить незнание материала;

2) повторить пройденный материал, в частности понятийный аппарат;

3) ликвидировать возможные пробелы в знаниях;

4) продолжать учиться анализировать тематические карты;

5) научить получать с карты новую информацию;

6) продолжать учиться переводить картографическую информацию в словесную;

7) учиться оформлению работы в табличной форме.

Данная работа позволяет увидеть изучаемый материал во всем разнообразии связей и отношений, дает полное представление о географии материков и океанов.

Анализируя уроки, проведѐнные с применением технологии развивающего обучения, я выделила следующие особенности развивающей ситуации на уроке:

На учебных занятиях по развитию познавательной мыслительной деятельности каждый ученик работает в меру своих сил, поднимаясь на свою, только ему посильную ступеньку.

Познавательные задания применяю на каждом уроке, стоит их на каком – то уроке не дать – и дети расхолаживаются. Им уже не интересно, ведь они привыкают к мыслительной деятельности, им нравится быть искателями, творцами.

Очень важен стиль общения с детьми. В каждом ребѐнке я стараюсь видеть личность, не унижать его, верить в способности и возможности учеников. Пусть слабый ученик не правильно выполнил задание, но он думал, искал нужные пути решения. Ему стоит где-то помочь, подсказать путь к нахождению правильного ответа. Необходимо от детей требовать аргументированных ответов на поставленный вопрос. Бывают случаи на уроках, когда ученики просто отгадывают ответы, поэтому ученик обязательно должен доказать

собственную точку зрения.

На этапе закрепления и проверки знаний по теме «Северная Америка» в VII классе провожу нетрадиционный урок в форме КВНа, что в значительной степени повышает интерес ученика к уроку, так как ему предстоит быстро найти вариант ответа и выйти из предложенной ситуации. Для развития познавательной мыслительной деятельности учащихся применяю усложнѐнные задания, которые содействуют повышению интеллектуального потенциала учеников. Ученики составляют проекты, выполняют исследовательские работы.

В своей работе особое внимание уделяю работе с тематическими картами атласа, учу школьников правильно находить географические объекты по географическим координатам, решать задачи разной сложности.

Учитывая, что активность работы головного мозга во второй половине урока начинает снижаться, использую учебные задания с небольшими передвижениями по классу. Например, в 7 классе по теме «Природные зоны земного шара», где главной целью урока является определение особенностей органического мира каждого материка, применяю шаблоны – рисунки растений и животных, которые ученики прикрепляют к настенной карте «Природные зоны мира». Тем самым они повторяют и закрепляют учебный материал, работая с географической картой. Такой методический приѐм положительно влияет на развитие общих мыслительных способностей учащихся и позволяет выявить уровень знания географической номенклатуры.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница