1. Возникновение фашистских явлений



Скачать 18.43 Kb.
Дата21.03.2018
Размер18.43 Kb.
Название файлаДокумент Microsoft Word (3).docx

Политический режим всегда находится в самой прямой и непосредственной зависимости от социальной базы диктатуры буржуазии. После первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции отход буржуазии от демократии приобретает практически универсальный характер. Именно в первые послевоенные годы возникает такое принципиально новое политическое явление, как фашизм, который был совершенное неизвестен капитализму в предшествующую эпоху. Фашизм мог появиться только как реакция буржуазии на уже победившую диктатуру пролетариата. Неудивительно, что на своей родине, в Италии, фашистское движение сразу же приняло антибольшевистский характер. По своей социальной природе фашизм есть не что иное, как превентивная контрреволюция, имеющая своей целью не только предотвратить надвигающуюся социалистическую революцию, но и увести массы в сторону от борьбы за социализм под псевдосоциалистическими лозунгами.

1. Возникновение фашистских явлений.

Фашизм - общественно-политических течение, возникшее в начале ХХ в. К нему причисляют движения, идеи и политические режимы, которые в зависимости от страны и разновидности могли носить различные названия: собственно фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и др. Однако всем им присущ ряд общих черт.

Корни фашистских идей и движений уходят в крайний европейский национализм ХIХ в. Он приобретал наиболее воинствующие формы в тех странах, где, как в Германии и Италии, в силу политической раздробленности создание национального государства происходило с запозданием, либо в национальных государствах, потерпевших тяжелые военные поражения, как например, во Франции после франко-прусской войны. Зарождение фашистских настроений было связано с консервативной реакцией на стремительные общественные перемены в европейских обществах во второй половине 19 в. – индустриализацией, концентрацией финансовой и предпринимательской собственности и т.д

Психологической основой для роста пред фашистских, а затем и фашистских настроений стало явление, которое известный философ Эрих Фромм определил как «бегство от свободы». «Маленький человек» ощущал одиночество и беспомощность в обществе, где над ним властвовали безликие экономические законы и гигантские бюрократические институты, а традиционные связи с его социальным окружением были размыты или разорваны. Утратив «цепи» соседского, семейного, общинного «единства», люди ощущали потребность в какой-то замене сообщества. Такую замену они нередко находили в чувстве сопричастности нации, в авторитарной и военизированной организации или в тоталитарной идеологии.

Именно на этой почве в начале ХХ в. появились первые группы, которые стояли у истоков фашистского движения. Наибольшее развитие оно получило в Италии и Германии, чему способствовали нерешенные социальные, экономические и политические проблемы, резко обострившиеся на общем фоне мировых потрясений и кризисов эпохи.

Ход и последствия Первой мировой войны стали шоком для европейского общества. Война вызвала глубокий кризис сложившихся норм и ценностей, были отброшены моральные ограничения;. Люди, вернувшиеся с войны, не могли обрести себя в мирной жизни, от которой успели отвыкнуть. Общественно-политическую систему поколебала революционная волна, охватившая в 1917–1921 Россию, Испанию, Финляндию, Германию, Австрию, Венгрию, Италию и другие европейские страны. В Германии к этому добавился идейный вакуум, возникший с падением монархии в ноябре 1918 и непопулярностью режима Веймарской республики. Положение усугублялось острым послевоенным экономическим кризисом, который особенно больно ударил по мелким предпринимателям, торговцам, лавочникам, крестьянам, служащим. Широкие слои общества представляли себе выход из создавшегося положения на путях установления жесткой, авторитарной власти. Именно эту идею взяли на вооружение возникшие после войны в различных европейских странах фашистские движения.

Основной социальной базой этих движений служила радикальная часть мелких и средних предпринимателей и торговцев, лавочников, ремесленников, служащих. Эти слои были в значительной мере разочарованы в ходе конкурентной борьбы с крупными собственниками и с экономическими соперниками на мировой арене, а также в способности демократического государства обеспечить им благосостояние, стабильность и приемлемый социальный статус.

Первым оформился итальянский фашизм. 23 марта 1919 на съезде бывших фронтовиков в Милане было официально провозглашено рождение фашистского движения во главе с Муссолини, получившим титул «вождя». Оно стало называться «Национальной фашистской партией». Отряды и группы «фашистов» быстро возникли по всей стране. Всего через три недели, 15 апреля расстрелом левой демонстрации и разрушением редакции социалистической газеты «Аванти» фашисты, по существу, развязали «ползучую» гражданскую войну.

К этому же периоду относится и формирование фашистского движения в Германии. В январе 1919 на базе радикально-националистических политических кружков была образована «Немецкая рабочая партия», которая позднее была переименована в «Национал-социалистическую немецкую рабочую партию» , а ее членов стали называть «нацистами». Вскоре вождем («фюрером») НСДАП стал выходец из армейских кругов Гитлер. Тактика немецких фашистов включала террор и подготовку вооруженного захвата власти. В 1923 ультраправые группы во главе с нацистами подняли мятеж в Мюнхене («пивной путч»), но он был быстро подавлен.

2. Установление фашистских диктатур.

Ни в одной из стран фашистским движениям не удалось прийти к власти при поддержке подавляющего большинства населения. Победа фашистов всякий раз была результатом сочетания развернутой ими кампании террора и насилия, с одной стороны, и благоприятных для них маневров правящих политических и хозяйственных элит, с другой.

В Италии триумф партии Муссолини наступил в обстановке слабости и растущего кризиса системы либеральной демократии. Правящая система оставалась верхушечной, ее официальные цели и принципы оставались чуждыми и непонятными для широких масс населения; политическая неустойчивость росла, правительства сменялись одно за другим. Резко упало влияние традиционных партий, появление новых сил в значительной мере парализовало функционирование парламентских институтов.

Фашистский режим в Италии приобретал четко выраженный тоталитарный характер постепенно. На протяжении 1925–1929 было закреплено всевластие государства, установлена монополия фашистской партии, печати и идеологии, создавалась система профессиональных фашистских корпораций.

В Германии, напротив, фашистским группировкам не удалось захватить власть в начале 1920-х годов. Экономическая стабилизация после 1923 успокоила массы мелких собственников и привела к временному спаду влияния ультраправых. Ситуация вновь изменилась в условиях «великого кризиса» 1929–1932. На сей раз, многообразие крайне правых организаций было вытеснено единой, мощной и сплоченной партией национал-социалистов.

«Великий кризис» сопровождался почти во всех странах ростом тенденций к государственному вмешательству в экономическую и социальную жизнь, к созданию механизмов и институтов сильной государственной власти. В Германии главными претендентами на такую власть оказались национал-социалисты.

Признаки ослабления экономической депрессии в конце 1932 не заставили промышленников – сторонников Гитлера сменить курс. Антипрофсоюзные силы в предпринимательской среде предпочли побудить президента Пауля фон Гинденбурга передать власть нацистам. 30 января 1933 Гитлер был назначен главой правительства Германии.

Таким образом, установление фашистских режимов в Италии и Германии произошло вследствие соединения в чрезвычайных условиях экономического и государственно-политического кризиса двух различных факторов – роста фашистских движений и стремления части правящих кругов передать им власть в надежде использовать их в своих целях.

Программа германской нацистской партии провозглашала: «Общая польза превыше личной пользы». Гитлер часто подчеркивал, что в мире происходит переход «от ощущения „я“ к ощущению „мы“, от прав личности к верности долгу и ответственности перед обществом». Такое новое состояние он и называл «социализмом».

В центре фашистской доктрины находился не человек, а коллектив – нация (у германских нацистов – «народное сообщество»).

Немецкие нацисты исповедовали иной, биологический взгляд на нацию – так называемую «расовую теорию». Они полагали, что в природе существует «железный закон» пагубности смешения живых видов. В ходе борьбы за существование и естественного отбора более слабые, «расово неполноценные» существа должны погибнуть, считали нацисты. Это, по их мнению, соответствовало «стремлению природы» к развитию вида и «улучшению породы». В противном случае слабое большинство вытеснило бы сильное меньшинство. Вот почему природа должна быть сурова к слабым.

Этот примитивный дарвинизм нацисты переносили на человеческое общество, считая расы естественными биологическими видами. Отсюда следовал вывод о необходимости «расовой гигиены», «очистки» и «возрождения» германской «арийской расы» с помощью «народного сообщества людей немецкой крови и немецкого духа в сильном, свободном государстве». Другие «неполноценные» расы подлежали подчинению или уничтожению. Отрицая права и свободы личности как «бесполезные и вредные», фашизм защищал те проявления, которые он считал «существенными свободами» – возможность беспрепятственной борьбы за существование, агрессию и частную экономическую инициативу.

Фашистские режимы стремились опереться на активность масс, пронизанных фашистской идеологией. При посредстве разветвленной сети корпоративных, социальных и воспитательных учреждений, массовых собраний, торжеств и шествий тоталитарное государство стремилось преобразовать самую сущность человека, покорить и дисциплинировать его, захватить и полностью контролировать его дух, сердце, волю и разум, формировать его сознание и характер, воздействовать на его желание и поведение. Унифицированные пресса, радио, кино, спорт искусство были целиком поставлены на службу фашистской пропаганде, призванной мобилизовать массы на решение очередной задачи, поставленной «вождем».

Тезисы: 1. Установление фашизма представляет собой коренной переворот, приводящий к полному и окончательному уничтожению буржуазной демократии самой буржуазией.

2. Фашизм представляет собой открыто террористическую диктатуру.

3. Фашизм отрицает гуманизм, индивидуализм, "свободу, равенство и братство" и утверждает воинственность, авторитет, "порядок, власть и справедливость."



4. Социальная гармония для фашистов заведомо невозможна, а война – высшее героическое и облагораживающее напряжение человеческих сил.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©rppna.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница